Принятие решения. На этой стадии
разрабатываются варианты решения, дается их оценка и отбирается альтернатива с
наиболее благоприятными общими последствиями. Речь идет о сравнении достоинств
и недостатков каждого варианта решения. Менеджер должен ответить на вопросы:
Какова эффективность (экономическая и социальная) решения? Имеется ли
внутреннее согласие подчиненного выполнить данное решение? Каковы последствия?
Реализация решения. Процесс не
заканчивается выбором варианта решения, потому как для достижения конечных
целей принятое решение должно быть реализовано. На стадии реализации
принимаются меры по конкретизации решения и доведению его до исполнителей.
Необходимо разработать план реализации управленческого решения, в котором
предусмотреть, кто, когда, где и какими средствами должен решить проблему.
Контроль за исполнением решения. Даже после
того, как решение введено в действие, процесс его принятия не может считаться
полностью завершенным, так как нужно получить информацию о том, по плану ли
происходит реализация принятого управленческого решения. В процессе контроля
выявляются отклонения и вносятся поправки, помогающие реализовать решение
полностью. С помощью контроля устанавливается обратная связь между управляющей
и управляемой системами.
Все
методы принятия управленческих решений можно разделить на:
•
неформальные (эвристические),
•
коллективные,
•
количественные.
Неформальные (эвристические) методы принятия
решений. Это совокупность приемов и методики выбора
оптимальных решений руководителем, теоретическое сравнение альтернатив с учетом
накопленного опыта. Неформальные методы базируются в основном на интуиции
менеджера. Их преимущество в том, что они принимаются оперативно; недостатком
же является то, что интуиция может иногда подвести менеджера.
Коллективные методы обсуждения и принятия решений. Основным
моментом в процессе коллективной работы над реализацией управленческих решений
является определение круга лиц — участников данной процедуры. Чаще всего это
временный коллектив, в состав которого включаются и руководители, и
исполнители. Главными критериями формирования такой группы являются
компетентность, способность решать творческие задачи, конструктивность мышления
и коммуникабельность. Коллективные формы групповой работы могут быть разными:
заседание, совещание, работа в комиссии и т.п. Наиболее распространен такой
метод коллективной подготовки управленческих решений, как "мозговой
штурм", или "мозговая атака"
(совместное генерирование новых идей и последующее принятие
решений). Если предстоит решить сложную проблему, собирается группа людей,
которые предлагают любые решения определенной проблемы. Основное условие
"мозгового штурма" — создание обстановки, максимально благоприятной
для свободного генерирования идей. Чтобы этого добиться, запрещается
опровергать или критиковать идею, какой бы на первый взгляд фантастической она
ни была. Все идеи записываются, а затем анализируются специалистами (рис. 7.1).