Использование целевых межфункциональных групп, члены которых
отбираются из различных подразделений и уровней организации.
Использование непосредственных (прямых) горизонтальных связей. В данном
случае (особенно на начальной стадии процесса принятия решения) сбор и
обработка информации осуществляются без обращения к вышестоящему руководству.
Такой подход способствует принятию решений в более короткие сроки и повышению
ответственности за их выполнение.
Централизация руководства. Процесс принятия решения
должен находиться в руках одного (общего) руководителя. В данном случае
формируется иерархия в принятии решений, то есть каждый низший руководитель
решает свои проблемы (принимает решения) с непосредственным руководством, а не
с руководителем самого высокого уровня.
Как
уже отмечалось, лучший вариант, когда решение выбирается благодаря
последовательной оценке каждого из предлагаемых. При этом определяется,
насколько каждый вариант решения обеспечивает достижение цели. Таким образом,
решение должно отвечать требованиям, вытекающим из решаемой ситуации и целей
организации, а именно:
•
эффективности;
•
экономичности;
•
своевременности;
•
обоснованности;
•
реальности.
Решение
должно быть эффективным, то есть наиболее полно обеспечивать
достижение поставленной организацией цели.
Решение
должно быть экономичным, то есть обеспечивать достижение
поставленной цели с наименьшими затратами.
Своевременность решения означает не только нужный
момент его принятия, но и своевременность достижения целей. Ведь когда
решается проблема, события продолжают развиваться. Может получиться так, что
прекрасная идея устареет и потеряет с течением времени смысл, хотя изначально
она была хороша.
Исполнители
должны быть убеждены, что решение обоснованно. В
связи с этим нельзя путать фактическую обоснованность и ее восприятие
исполнителями — понимание ими аргументов, побуждающих менеджера принять именно
такое решение.
Решение
должно быть реально осуществимым, то есть нельзя
принимать нереальные, абстрактные решения. Такие решения вызывают досаду
исполнителей, и в основе своей они неэффективны. Принятое решение должно
соответствовать силам и средствам выполняющего его коллектива.
Особую
роль в эффективности решений играют методы доведения принятых решений до
исполнителей. Доведение решений до исполнителей начинается обычно с разделения
на групповые и индивидуальные задания и подбора исполнителей. В результате
каждый сотрудник получает конкретное задание, которое находится в прямой
зависимости от его служебных обязанностей. Считается, что умение передать
задачи исполнителям является главным источником эффективности принятого
решения. В связи с этим выделяют четыре основные причины невыполнения решений:
•
решение было недостаточно четко сформулировано менеджером;
•
решение было ясно и четко сформулировано, однако исполнитель его плохо уяснил;
•
решение четко сформулирована и исполнитель его хорошо уяснил, но у него не было
необходимых условий и средств для его выполнения;