12. При подготовке
туристского путешествия:
а) организовать группу
участников путешествия в соответствии с настоящей Инструкцией и ознакомить учащихся
с ее содержанием;
б) организовать медицинский
осмотр участников (при подготовке многодневного путешествия осмотр должен быть
произведен дважды: первый раз—при комплектовании группы, второй — перед началом
путешествий);
в) совместно с туристским активом
определить задачи, наметить тему, район и маршрут путешествия; всесторонне
изучить намеченный маршрут; обратиться за консультацией по вопросам тематики
путешествия, графика движения по маршруту, экскурсионного обслуживания, предоставления ночлега и т. п. в местные
органы народного образования, детские экскурсионно-туристские станции и базы,
Дома и Дворцы пионеров, музеи, Бюро молодежного туризма комитетов комсомола,
советы по туризму и экскурсиям, туристские клубы, общества охраны природы и
охраны памятников истории и культуры, филиалы географического общества,
управления заповедников по месту предполагаемого проведения путешествия и т.
д.
С целью повышения общественно
полезной значимости путешествия руководитель включает в план работы на маршруте
выполнение задании школы, различных научных, общественных и хозяйственных
организаций, выполнение школьниками общественно полезной работы в колхозах,
совхозах, лесничествах, охотничьих хозяйствах и др.
При подготовке к выполнению
норм на значки ГТО, «Юный турист.», «Турист СССР» и юношеские спортивные
разряды по туризму составить маршрут с учетом требований, предъявляемых к
зачетным путешествиям на соответствующие значки и разряды;
г) разработать совместно с
участниками путешествия план и график движения по маршруту, учитывая сложные
участки маршрута, а также запасной вариант маршрута;
д) совместно с группой
распределить обязанности участников путешествия: назначить командира группы,
ответственных за разработку маршрута и составление походной картосхемы,
казначея, заведующего хозяйством по снаряжению и заведующего хозяйством по
питанию, ответственных за ведение группового дневника, ответственных за сбор
краеведческих материалов и образцов для коллекций, санитара, спорторганизатора,
фотографа и т. д. в зависимости от плана работы группы;
е) подготовить участников
путешествия к работе, предусмотренной планом, провести занятия по ведению
краеведческих наблюдений, сбору коллекций, топографическим работам и т. п.,
рекомендовать учащимся литературу, связанную с темой путешествия, организовать
занятия врача с участниками по соблюдению ими правил личной гигиены в
путешествии, научить их пользоваться аптечкой (приложение 3) и оказывать
доврачебную помощь, научить участников похода самоконтролю.
Дальнейшая подготовка к
путешествию осуществляется непосредственно участниками, ответственными за
отдельные участки работы, под руководством и контролем руководителя. При
организации многодневного путешествия
подготовка проводится по программам для кружков юных туристов, утвержденным
Министерством просвещения СССР, с учетом избранного вида туризма;