Составляя
смету, надо тщательно продумать все статьи расходов. Очень часто неопытный
руководитель учитывает только затраты на транспорт, на закупку продуктов.
Действительно, это наиболее крупные расходы. Но необходимо предусмотреть еще
прокат или покупку разных предметов снаряжения (кастрюли, мешочки для
продуктов и т. д.), оплату ночлегов и питания в столовых (если предполагается
заходить в города или поселки), оплату экскурсий в музеи, покупку разных
мелочей (газет, конвертов с марками и т. д.). Наконец, некоторую сумму денег
руководителю следует иметь в качестве резерва на непредвиденный случай.
После того как составлена
смета в ее расходной части, подумайте об источниках поступления. К ним
относятся, прежде всего, дотации от органов народного образования. Иногда может
что-нибудь выделить директор школы из средств, ассигнованных на спорт и
культработу. Может помочь средствами и родительский комитет. Существенную
помощь юным туристам могут оказать шефствующие организации, В ряде случаев члены
кружка, готовясь к походу, берутся за несложную оплачиваемую работу, типа
разноски писем и газет. Что же, такие начинания можно только приветствовать. На
получение средств от учреждений, поручающих юным туристам исследовательскую
работу, вопреки мнению неопытных руководителей, рассчитывать не приходится.
Наконец, когда все это
подсчитано, определяется взнос, который делают родители каждого из участников
похода.
Основные статьи расходов
можно примерно определить еще при первоначальном планировании района похода.
Если сразу видно, что расходы предстоят чрезмерно большие, и собрать нужную
сумму вряд ли удастся, лучше отказаться от похода по этому району, пока ребята
не затратили много времени и сил на разработку маршрута, не втянулись в это дело
и не «вжились» в предстоящий поход. Будет гораздо хуже, если от маршрута
придется отказаться незадолго до отъезда или взять в поход только часть ребят —
тех, чьи родители смогли потратить на поход какую-то крупную сумму.
После того как смета
составлена, что называется «для себя», ее предстоит превратить в официальный
документ, если, конечно, группа получает на поход дотацию. Сначала смету нужно
представить директору школы. Тот проводит ее через центральную бухгалтерию РОНО
и представляет на утверждение руководству роно. Когда смета утверждена,
руководитель группы сдает собранные с родителей и другие привлеченные средства
в центральную бухгалтерию и, после того как бухгалтерия проведет их через
Госбанк, по заявке получает эти суммы как подотчетные для расходов в
соответствии со сметой. Если при этом оказывается, что часть расходов удобнее
произвести по безналичному расчету, то по просьбе руководителя группы
требуемая сумма перечисляется на счет нужного учреждения (продуктовой базы и т.
п.).
К сказанному остается
сделать два небольших замечания. Во-первых, указанный порядок существует лишь в
Российской Федерации, в других же союзных республиках он может быть несколько
иным. Во-вторых, финансовые инструкции, как и любые инструктивные материалы,
периодически пересматриваются. Поэтому руководителю группы нужно обязательно поинтересоваться,
не было ли это письмо за время, прошедшее после издания книги, заменено другими
регламентирующими документами. Читатель, наверное, помнит, что аналогичный
совет давался, когда шла речь о требованиях к участникам и руководителям
туристских походов об оформлении маршрутных документов. Ничего не поделаешь.
Такие вещи стареют быстрее, чем, скажем, техника и тактика туризма.