Как же быть в складывающейся
ситуации? Практика знает здесь, два разных способа действия. Первый из них
основан на том, чтобы свести к минимуму допускаемую погрешность при движении по
азимуту. Он заключается в использовании ряда приемов, направленных на всемерное
повышение точности выдерживания нужного направления. Второй способ состоит в
том, что человек сознательно идет на отклонение от азимута, заведомо
превышающее возможную погрешность, но отклонение известное и учитываемое. И
заранее планирует, где и как внести необходимую поправку, используя особенности
данной местности. Для этого тоже существуют свои приемы, о которых будет идти
речь ниже.
Понятно, что в основе того и
другого способа лежит разное отношение к неизбежной во время движения
погрешности, Принимая первый из них, мы допускаем, что эта погрешность может
быть сведена если не до нуля, то, во всяком случае, до какой-то незначительной
величины, которой можно пренебречь, Принимая второй, мы как бы соглашаемся с
тем, что указанная погрешность присуща самому ориентированию и потому
неустранима. В силу этого мы концентрируем усилия не на том, чтобы ее избежать,
а на том, чтобы сделать погрешность поддающейся учету.
Рассмотрим теперь приемы,
соответствующие каждому из этих двух способов.
Для того чтобы увеличить
точность движения по азимуту, руководства по топографии рекомендуют следующие
приемы.
Первый из них — это
использование промежуточных ориентиров. Определив по компасу направление на
местности, которое соответствует нашему азимуту, надо наметить какой-нибудь
предмет (дерево, куст и т. п.), находящийся строго на нужном направлении. Этот
предмет и будет нашим первым промежуточным ориентиром. Нужно только чтобы ориентир
был достаточно заметным и не терялся из виду при приближении к нему. Дойдя до
первого промежуточного ориентира, таким же порядком определяют второй
промежуточный ориентир и двигаются, пока не достигнут его. Достигнув второго
промежуточного ориентира, находят себе третий ориентир и т. д.
Второй прием — провешивание
пройденного пути с целью выдерживания направления по створу (створом называется
вертикальная плоскость, проходящая на местности через каткие-то две точки).
Начав движение по азимуту, оставляют на своем пути через известные промежутки
какие-то вехи — забитый кол или еще что-то. Оглядываясь в ходе движения назад,
следят, чтобы направление движения не отклонялось от линии, отмеченной
оставленными вехами. Допущенное отклонение от требуемого направления здесь
легко обнаружить. На выпавшем снегу вместо провешенной линии можно движение по
створу осуществлять, наблюдая за оставшейся позади лыжней или цепочкой следов.
Третий прием — использование
товарища для выдерживания нужного направления. Ведущий намечает нужное направление
и показывает его одному из товарищей. Тот начинает движение в указанном ему
направлении, а ведущий, находясь сзади, корректирует движение. Заметить
отклонение от требуемого направления, допущенное идущим впереди человеком,
значительно легче, чем свое собственное. Этот прием можно считать вариантом
движения по створу. Понятно, что если выслать вперед не одного, а двух-трех
человек или больше, то точность выдерживания направления возрастет. Наибольшей
она окажется, если ведущий станет в конец группы и будет видеть перед собой
всю цепочку туристов. В этом случае легко заметить сравнительно небольшое
расхождение между требуемым азимутом и направлением, по которому движется
группа. Но практика показала, что если вперед вышло более двух человек, то
ведущему становится трудно управлять ими. Его часто недослышат, плохо реагируют
на его команды, подчас возникает перебранка, группу приходится останавливать.
Обычно в качестве «впереди идущего» используют одного, реже двух человек.