Возьмем еще один простой
пример (рис. 12).
Из точки А надо выйти на
хутор, расположенный на берегу реки. Если взять азимут прямо на хутор (сплошная
линия на рисунке), то велика вероятность того, что, достигнув реки и не
увидев хутор, турист не будет знать, в какую сторону он отклонился, и поиски
займут много времени. Гораздо выгоднее пойти с заметным отклонением от нужного
азимута с тем, чтобы заранее знать, что отклонение произошло либо вправо, либо
влево от хутора (штриховые линии на рисунке). И снова, как и в предыдущем
примере, можно не заботиться о большой точности движения по компасу, а это
сильно облегчает действия и экономит время.
То, что выше было названо
особенностями второго способа ориентирования — мысленное представление себе
трех направлений (двух на стороны горизонта, третьего на нужный предмет),
отклонение от измеренного азимута ради удобства передвижения или
ориентирования (с запланированным погашением погрешности), одновременно можно
считать приемами, используемыми при этом способе.
Рассмотрим еще два приема,
относящиеся ко второму способу ориентирования, помогающие оценить пройденное
расстояние (в первом способе был один такой прием — счет пар шагов). Первый —
учет времени движения. Второй — широкое наблюдение за местностью и
сопоставление ее с картой.
Остановимся вначале на
времени движения. Уже у мало-мальски опытного туриста обычно выработано чувство
темпа своего движения. Он достаточно ясно различает скорость 3 км/ч, 4 км/ч, 5
км/ч, т. е. может определить ее с точностью до 1 км/ч. По-настоящему опытный
турист определяет ее с точностью до
Остальное просто. Перед
выходом на маршрут по карте определяется расстояние до нужного пункта.
Замечается время выхода. Прикидочно определяется, в котором часу группа придет
к этому пункту, если пойдет со скоростью 3, или 4, или 5 км/ч. Минут через
30—40 после выхода, а то и раньше становится ясно, с какой скоростью
фактически идет группа. После этого время ожидаемого прихода уточняется. Знать
путевое время и, следовательно, пройденное расстояние необходимо, чтобы в
случае непредвиденной ошибки не пройти мимо нужного пункта, своевременно
начать его поиск.
Другой прием оценки,
расстояния заключается в использовании непрерывного и широкого наблюдения за
местностью. Предварительно изучив маршрут по карте, турист заранее
представляет, как будет меняться характер местности по мере продвижения.
Предположим, он обратил внимание на то, что начало пути представляет собой
спуск к слабо выраженной низине с последующим подъемом на другую сторону ее.
Это займет примерно четвертую часть пути. Затем приблизительно до половины пути
будет идти очень пологое понижение по направлению движения. Далее крутизна
понижения увеличится, а когда до конечной цели останется примерно четверть
пути, должно начаться понижение справа, в сторону проходящего там длинного
оврага. Внимательно наблюдая за местностью по ходу движения, турист может по
этим признакам определить, когда он прошел ¼, ½, ¾ пути и
тем самым определить, когда он приблизился к конечной цели. В приведенном
примере надо было следить за изменением рельефа местности. Число признаков, по
которым можно судить о пройденном расстоянии, очень велико: это изменение
характера грунта — появление, например, заболоченной почвы; изменение
характера растительности, когда, например, хвойный лес сменяется смешанным, а
потом лиственным или лес — лесопосадками, не говоря уже о таких резких
переходах, как смена леса лугом или пашней и многое другое. Описываемый прием
может показаться сложным, но на практике он дает, как правило, хороший
результат, особенно в сочетании с контролем времени. Понятно, что такое
наблюдение за местностью должно быть непрерывным и широким, т. е. юные туристы
не должны смотреть лишь себе под ноги, хотя часто они любят ходить именно так,
не обращая внимания по сторонам. Конечно, эффективность использования этого,
как и любого другого, приема возрастает по мере накопления туристского опыта,
но первые положительные результаты он приносит уже новичкам.