В общих чертах маршрут уже
ясен: сначала до брода, а затем, огибая озеро с запада, до моста. Выйдя на
северную окраину Никитского, турист пойдет в общем направлении на север, не
особенно заботясь о точности выдерживания направления, но помня, что отклонение
к востоку всё же предпочтительнее, чем отклонение к западу. Здесь же заранее
наметит, как погасить неизбежную ошибку. Если он выйдет на обрывистый берег р.
Каменистой, значит, вопреки ожиданию он слишком отклонился к западу и надо идти
вдоль реки вниз по течению до места, где ее пересекает полевая дорога. Здесь и
будет брод. Если же раньше, чем достигнет реки, он выйдет на полевую дорогу,
значит, допущено отклонение к востоку, и надо пойти по дороге влево. Она и
приведет прямо к броду. Если турист выйдет к реке на участке, лишенном особых
примет, значит, направление на север выдержано более или менее точно. Нужно
пойти вниз по реке до брода.
Никаких промежуточных
ориентиров, никакого счета пройденных шагов вести не требуется. Даже о выдерживании
точного направления не требуется особенно
беспокоиться: важно не допустить очень уж грубой ошибки (на 30° или
более).
Теперь посмотрим, как будет
действовать турист после брода через р. Каменистую. Прежде всего, он не станет
покидать дорогу, которая после брода пойдет лесом и поэтому заслуживает
названия уже не полевой, а лесной дороги. Решение использовать эту дорогу
может служить хорошей иллюстрацией одного из названных выше приемов,
используемых при втором способе ориентирования: направление дороги сильно
отличается от нужного, но, тем не менее, турист может построить свои действия
так, чтобы на каком-то участке воспользоваться ею. В нашем случае целесообразно
пройти по дороге до пересечения ее с просекой. Отклониться с дороги невозможно,
просека в этом районе единственная, и место их пересечения определяется
совершенно однозначно. Отсюда нужно взять азимут на участок пашни, окруженной
лесом. Поскольку участок пашни имеет достаточную протяженность, опять-таки
можно не особенно заботиться о точности направления: любой азимут, лежащий в
пределах от 10 до 30°, выведет к нужной цели. Значит, самое разумное —
следовать по азимуту 20° с допустимым отклонением ±10°. С такой точностью
выдержать направление может даже малоопытный турист. Кроме того, не допустить
слишком большой погрешности поможет внимательное наблюдение за местностью.
Впереди слева по ходу движения на карте показана овальная высота. Вряд ли она
будет видна в лесу, но направление склонов должно быть достаточно заметным для
внимательного наблюдателя. Первую часть пути подъем местности должен
чувствоваться по ходу движения впереди слева, затем слева и, наконец, оказаться
сзади слева, или, иными словами, можно будет почувствовать понижение местности
в направлении вперед вправо. Поэтому, если вскоре после выхода окажется, что
ощущается подъем прямо по ходу движения, значит, произошло отклонение влево от
намеченного пути и группа начала подъем на овальную высоту. Можно будет тут же
внести коррекцию в направление движения, приняв вправо. Если сходным образом
окажется, что заметен спуск прямо по ходу движения, значит, произошло сильное
отклонение вправо и группа начала спуск в низину, где лежит оз. Черное.
Опять-таки можно будет внести коррекцию в направление движения. Разумеется,
перед тем, как производить такую коррекцию, нужно проверить направление
движения по компасу. Отмеченные изменения рельефа должны служить сигналом для
такой проверки, а не сигналом для внесения коррекции. Если произошла ошибка,
она тут же выявится при контроле по компасу. Если же показания компаса
говорят, что ошибки нет, а слабо заметные особенности рельефа (как на нашем
маршруте) наводят на мысль, что ошибка могла произойти, надо отдать
предпочтение компасу. Дело в том, что на закрытой слабо- и среднепересеченной
местности даже довольно опытный путешественник показанные на карте изменения
рельефа может спутать с локальными повышениями и понижениями, которые заметны
на местности, но слишком незначительны, чтобы быть отмеченными на карте. Чтобы
этого не произошло, в сомнительных случаях лучше доверять компасу.