Кроме, того, в колонне обязательно назначается замыкающий. Чаще всего это второй по силе и опытности турист в группе. У него в рюкзаке обычно находятся аптечка и ремонтный набор, он всегда должен быть готовым оказать необходимую помощь. А главная его задача — держать в поле зрения всю группу и не допускать, чтобы кто-нибудь оставался сзади него. Именно он отвечает за то, чтобы никто не отстал и не потерялся.
Вот теперь мы подошли еще к
одному туристскому правилу. Группа должна
двигаться в определенном порядке, а не в том, который получится случайно.
Неправильно поступают те юные туристы, которые решают: пусть все идут, кто как
хочет. Успеху похода это не способствует. Нужно заранее подумать, кто из ребят
лучше справится с обязанностями направляющего и замыкающего, а перед выходом на
маршрут объявить это для всей группы. Во время перехода надо производить
перестановки в группе, если кто-нибудь начинает тяжело идти.
В учебном походе
перестановки в группе производят еще и с учебными целями, чтобы потренировать
ребят в роли направляющего, ведущего, замыкающего, чтобы дать им почувствовать,
как идется в голове походной колонны, в середине, в хвосте.
А что же делает во время
перехода руководитель группы?
Главная его задача —
обеспечить общий порядок в движущейся по маршруту группе. Поэтому он может
взять на себя любую полезную для группы обязанность. Обычно почему-то считают,
что руководитель должен во время перехода совмещать роли направляющего и
ведущего. Но это совсем не обязательно. Нередко бывает, например, что в
качестве руководителя похода идет школьный учитель, который ориентируется на местности
и держит темп хуже, чем ребята, имеющие значки и разряды по туризму. Тогда он
назначает из их числа и ведущего, и направляющего, нередко замыкающего, а сам
идет где-нибудь в середине колонны.
Вот еще несколько полезных
советов. Во время перехода рекомендуется следить за временем по часам. Прежде
всего, это нужно для того, чтобы точно соблюдать периодичность десятиминутных
привалов. Лучше всего это поручить направляющему или ведущему. Но желательно,
чтобы на первых порах контроль за временем осуществлял не один, а два человека:
юные туристы, как уже говорилось выше, в начале дня часто забывают о
необходимости делать привалы. Помимо этого, контроль за временем позволяет по
количеству сделанных переходов судить о пройденном расстоянии. Привычка следить
за временем и соотносить его с пройденным расстоянием постепенно приводит к
выработке чувства, темпа движения, которое в свою очередь существенно помогает
человеку в ориентировании на местности, о чем уже шла речь выше. И наконец,
следить за временем надо для того, чтобы максимально использовать для отдыха
десятиминутные привалы, Дело в том, что полноценность этого отдыха зависит не
только от своевременности привалов, но и во многом от правильности выбора
места для них. Иной раз имеет смысл остановиться на несколько минут раньше,
чем предполагалось, или, наоборот, пройти немного дольше, чтобы найти хорошее
место для отдыха. Бессмысленно, например, в жаркий летний день останавливать
группу на привал в открытом месте под палящими лучами солнца. После такого
«отдыха» участники группы только раскиснут, станут вялыми и идти станет
труднее. В холодное время года главным требованием к месту привала является его
защищенность от ветра. Летом в жару, напротив, ветерок желателен, но, главное,
надо, чтобы была тень. А вот наличие воды, вопреки мнению многих начинающих путешественников,
совсем не обязательно и, более того, обычно нежелательно. Почему так, будет
сказано ниже.