Предыдущая Следующая

Юным туристам редко приходится путешествовать по глухим местам, где устройство переправы своими средствами является единственным способом преодоления водной преграды. Поэтому, выйдя к сколько-нибудь значительной реке, лучше, прежде всего, подумать, где в этом районе могут быть переправы через речку, наведенные местными жителями. Если неподалеку виднеются крыши деревни или отдельные домики, нужно направляться туда, там почти наверняка имеется переправа. Если вдоль реки или на некотором расстоянии от нее проходит несколько троп можно некоторое время пройти вдоль реки, пока не попадется тропа, убегающая вниз, к воде: в большинстве случаев она приводит к переправе. Если речка не особенно велика, можно воспользоваться бродом. Первый признак брода — тропинки или колея дороги, спускающиеся к воде и имеющие продолжение на противоположном берегу. Можно попытаться найти брод и са­мостоятельно. Искать его следует на широких участках реки, где разлившаяся, вода обычно не бывает глубокой. Нужно пом­нить, что направление брода редко бывает прямым — по кратчайшему расстоянию от берега к берегу. Гораздо чаще приходится пересекать реку наискось. При этом искать продолжение пути надо не на ощупь, а наблюдая за водой. Там, где вода светлее, там находятся мелкие места. Рябь на поверхности во­ды — тоже признак мелкого места. Характер берегов тоже мо­жет подсказать направление брода: у крутого берега река глуб­же, у пологого — мельче.

Если речка глубокая, но узкая, то для переправы, можно использовать лежащие поперек нее деревья, те, которые находятся невысоко над водой. Переправляясь по такому дереву, удобно использовать для опоры шест. Деревья, которые завис­ли высоко над водой, лучше не использовать. И еще важно за­помнить: пока один человек передвигается по бревну, другой не должен вступать на него.

Для переправ через достаточно большие водные пространст­ва иногда приходится прибегать к лодкам, используемым мест­ным населением. Категорически запрещается пользоваться старыми полузатопленными лодками, которые иной раз стоят у берега. При виде такой лодки у юных туристов довольно часто появляется мысль — откачать из нее воду, заткнуть или забить дырки и переправиться. Последствия такой переправы могут быть самыми грустными.

Точно так же не стоит рассчитывать на переправу через реч­ку вплавь. Даже при самом благоприятном исходе такой переправы вряд ли удастся доставить на другой берег рюкзаки. Все сказанное относилось к переправам через равнинные речки средней полосы страны. Ну, а если юным туристам предстоит отправиться в путешествие, где может появиться необхо­димость в переправе через мощные и быстрые реки (на Кавка­зе, на Алтае и т. д.), где нужно быть готовыми использовать  переправы, применяемые взрослыми туристами в сложных ус­ловиях? Тогда нужно найти опытного туриста или альпиниста и под его руководством тщательно отрабатывать организацию таких переправ: тут нужен именно опытный человек, а не юно­ша, побывавший один раз в горах и имеющий значок «Альпи­нист СССР», считающий, что он знает переправы потому, что слышал о них на теоретических занятиях и видел, как их наво­дят старшие товарищи.


Предыдущая Следующая


Hosted by uCoz