Не
надо забывать, что в походе (во всяком случае, первое время) ребятам нужно
будет примерно на час больше сна, чем дома. Иначе, даже если в первые дни это
незаметно, постепенно начнет накапливаться усталость, турист возвращается из
похода не отдохнувшим, а измотанным. Такие походы никому не нужны. Нужно
помнить и другое: нельзя позволять себе ради быстроты устанавливать бивак
кое-как. Только хороший, глубокий сон обеспечивает полное восстановление сил,
а значит, надо все сделать, чтобы спалось удобно. По этой же причине следует
сразу же договориться: со словом «отбой» в палатке наступает тишина. А то иной
раз впервые попавшие в поход ребята под влиянием ярких и необычных впечатлений
чуть не до полуночи ведут разговоры, мешая уснуть тем, кто устал больше их. Где
уж тут говорить о полноценном отдыхе!
Желательно добиваться от
юных туристов осмысленности своих действий в походе. Всем известно знаменитое
суворовское выражение, что каждый воин. должен понимать свой маневр. В полной
мере это относится и к туристским походам. Поэтому очень полезно бывает перед
выходом потратить 10 минут на то, чтобы разъяснить участникам похода, что
предполагается сделать за сегодняшний день, показать маршрут по карте, объявить,
кто будет направляющим, замыкающим, ведущим, в каком порядке будут следовать
остальные и т. д.
Столь же полезно провести у
вечернего костра получасовой разбор прошедшего дня. В однодневном походе разбор
можно провести на станции в ожидании поезда или даже в вагоне по пути домой.
Начинать разбор лучше всего руководителю или тому из участников, кто был
ведущим. Он прежде всего напоминает о том, что предполагалось сделать за
сегодняшний день и оценивает, в какой мере удалось намеченное реализовать, что
способствовало, что мешало достижению цели, что хорошо, а что плохо делали
участники похода. Потом по очереди высказываются все туристы. Их внимание
должно быть заострено преимущественно на замеченных недостатках.
Отрицательные стороны похода
на первых порах замечаются ребятами легче, чем положительные. Правильные
решения в походе подчас кажутся настолько естественными и само собой
Разумеющимися, что нужно обладать известным опытом, чтобы оценить лежащий за
ними расчет, тонкую оценку обстановки или высокую туристскую грамотность.
Напротив, ошибочные решения оказываются достаточно очевидными. Поэтому когда
вначале ребята затрудняются вести разбор, не зная, о чем говорить, следует
наталкивать их мысль именно на имевшиеся недостатки. Важно начать думать над
происходящим и высказывать вслух свои суждения. Пусть пока они будут
односторонними. С течением времени все встанет на свои места. Заканчивает
разбор опять же руководитель или ведущий, разъясняя поднятые на разборе
вопросы.
Такие разборы — очень
полезное дело, особенно в учебных походах. Зная, что вечером придется
высказываться, ребята начинают думать над происходящим в течение дня,
анализировать обстановку и принятые в этой обстановке решения, оценивать
собственные действия и действия своих товарищей. Значение этого трудно
переоценить.