Предыдущая Следующая
Рис. 3.2.
Карта маршрутов экспедиции Ченслера и Уиллоуби
Уиллоуби
отряды не обнаружили поблизости ни жилья, ни людей. Зимой 1554 г. поморы случайно
натолкнулись на вмерзшие в лед суда, на которых оставалось в живых еще
несколько человек. Но спасти их не удалось. Вскоре погибли все без исключения.
В 1555 г.
английскому торговому агенту в Москве были переданы оба корабля с прахом
команды, а также все оставшиеся товары и съестные припасы. Кроме того, вся
документация, найденная на кораблях, также была передана английской стороне.
Отбившийся в
бурю корабль Ченслера ждала более счастливая судьба. Он проник в Белое море, а
в августе 1553 г.
вошел в устье Северной Двины.
Здесь
англичане получили помощь от поморов. Один из членов экспедиции в своем
дневнике упоминает следующее: «Простые люди начали приезжать к кораблю. Они
добровольно предлагали новоприезжим гостям съестные припасы». Ченслер, вступив
в контакт с администрацией Холмогор, настаивает на аудиенции с Иваном IV, угрожая, что если царь его не примет, то он
отбудет обратно в Англию.
Встреча Ивана
Грозного и «посла», как представил себя Ченслер, состоялась. Русская сторона не
только устроила пышный прием английским купцам, но и пообещала всяческое
покровительство. По возвращении в Англию компания, снаряжавшая данную экспедицию,
стала официально называться «Московской компанией», монополизировав торговлю с
Россией в своих руках.
Через год
были установлены дипломатические отношения между двумя государствами.
Английским послом стал Ченслер, а Россия направила в Англию Осипа Григорьевича
Непею, который добился в Лондоне для русских купцов льгот, аналогичных
предоставленным английским купцам в России. В 1583 г. был основан
Архангельск, через который на протяжении почти всего XVII в. осуществлялось до 70 % всех русских внешнеторговых
операций. Очевидно, что не англичане, а русичи были первооткрывателями пути из
стран северо-западной Европы через северное побережье Норвегии в Российское
Беломорье. Жители Туманного Альбиона из-за сложности и опасности маршрута на
некоторое время оставили мысль о возможности пробиться через арктические моря
восточным путем в Китай.
Но в 1607 г. Генри Гудзон уходит
в плавание на поиски пути в Китай и Индию также арктическим путем. Идя вдоль
восточного побережья Гренландии, он столкнулся с непроходимыми ледяными полями,
был вынужден повернуть на восток, и, следуя этому курсу, вышел к островам
Ньюланд (Шпицберген). Вернувшись в Англию, он способствовал развитию
английского китобойного промысла у берегов этих островов.
Вторая
экспедиция Гудзона, также направленная на поиски Северо-восточного прохода,
оказалась неудачной. Он во многом
повторил путь
В. Баренца и вынужден был повернуть назад. Перейдя на службу в голландскую
Ост-Индскую компанию, он изменил и направление своих поисков морского пути в
Азию. Он решает открыть Северо-западный проход. В 1609 г. Гудзон достигает
американского берега. Он завязывает с индейцами меновую торговлю, отмечает и
обилие трески в прибрежных водах. Но его путь лежит на север вдоль побережья.
Зайдя в одну из бухт, он поднимается вверх по Великой северной реке (ныне р.
Гудзон), но убеждается, что это совсем не путь в Китай. На обратном пути его
корабль был захвачен англичанами, а Гудзон был обвинен в антипатриотичном
поведении. Он раскаялся в этом и перешел на службу в другую Ост-Индскую
компанию, но теперь уже в английскую. В 1610 г. Генри Гудзон отправляется в свою
последнюю, четвертую, экспедицию (рис. 3.3). Обогнув с запада южную оконечность
Гренландии, судно входит в пролив, получивший впоследствии имя Гудзона. Обойдя
полуостров Унгава, корабль начинает движение на юг. В заливе Джеймса судно было
окружено льдами и выброшено на берег. Моряки вынуждены были остаться здесь
зимовать. Летом 1611 г.
началось обратное плавание. Но команда, высказывающая недовольство командованием
Гудзона практически с начала плавания,
Предыдущая Следующая