Предыдущая Следующая

Рис. 3.2. Карта маршрутов экспедиции Ченслера и Уиллоуби


Уиллоуби отряды не обнаружили поблизости ни жилья, ни людей. Зимой 1554 г. поморы случайно натолкнулись на вмерзшие в лед суда, на которых оставалось в живых еще несколько человек. Но спасти их не удалось. Вскоре погибли все без исключения. В 1555 г. английскому торговому агенту в Москве были переданы оба корабля с прахом команды, а также все оставшиеся товары и съестные припасы. Кроме того, вся документация, найденная на кораблях, также была передана английской стороне.

Отбившийся в бурю корабль Ченслера ждала более счастливая судьба. Он проник в Белое море, а в августе 1553 г. вошел в устье Северной Двины.

Здесь англичане получили помощь от поморов. Один из членов экспедиции в своем дневнике упоминает следующее: «Простые люди начали приезжать к кораблю. Они добровольно предлагали новоприезжим гостям съестные припасы». Ченслер, вступив в контакт с администрацией Холмогор, настаивает на аудиенции с Иваном IV, угрожая, что если царь его не примет, то он отбудет обратно в Англию.

Встреча Ивана Грозного и «посла», как представил себя Ченслер, состоялась. Русская сторона не только устроила пышный прием английским купцам, но и пообещала всяческое покровительство. По возвращении в Англию компания, снаряжавшая данную экспедицию, стала официально называться «Московской компанией», монополизировав торговлю с Россией в своих руках.

Через год были установлены дипломатические отношения между двумя государствами. Английским послом стал Ченслер, а Россия направила в Англию Осипа Григорьевича Непею, который добился в Лондоне для русских купцов льгот, аналогичных предоставленным английским купцам в России. В 1583 г. был основан Архангельск, через который на протяжении почти всего XVII в. осуществлялось до 70 % всех русских внешнеторговых операций. Очевидно, что не англичане, а русичи были первооткрывателями пути из стран северо-западной Европы через северное побережье Норвегии в Российское Беломорье. Жители Туманного Альбиона из-за сложности и опасности маршрута на некоторое время оставили мысль о возможности пробиться через арктические моря восточным путем в Китай.

Но в 1607 г. Генри Гудзон уходит в плавание на поиски пути в Китай и Индию также арктическим путем. Идя вдоль восточного побережья Гренландии, он столкнулся с непроходимыми ледяными полями, был вынужден повернуть на восток, и, следуя этому курсу, вышел к островам Ньюланд (Шпицберген). Вернувшись в Англию, он способствовал развитию английского китобойного промысла у берегов этих островов.

Вторая экспедиция Гудзона, также направленная на поиски Северо-восточного прохода, оказалась неудачной. Он во многом


повторил путь В. Баренца и вынужден был повернуть назад. Перейдя на службу в голландскую Ост-Индскую компанию, он изменил и направление своих поисков морского пути в Азию. Он решает открыть Северо-западный проход. В 1609 г. Гудзон достигает американского берега. Он завязывает с индейцами меновую торговлю, отмечает и обилие трески в прибрежных водах. Но его путь лежит на север вдоль побережья. Зайдя в одну из бухт, он поднимается вверх по Великой северной реке (ныне р. Гудзон), но убеждается, что это совсем не путь в Китай. На обратном пути его корабль был захвачен англичанами, а Гудзон был обвинен в антипатриотичном поведении. Он раскаялся в этом и перешел на службу в другую Ост-Индскую компанию, но теперь уже в английскую. В 1610 г. Генри Гудзон отправляется в свою последнюю, четвертую, экспедицию (рис. 3.3). Обогнув с запада южную оконечность Гренландии, судно входит в пролив, получивший впоследствии имя Гудзона. Обойдя полуостров Унгава, корабль начинает движение на юг. В заливе Джеймса судно было окружено льдами и выброшено на берег. Моряки вынуждены были остаться здесь зимовать. Летом 1611 г. началось обратное плавание. Но команда, высказывающая недовольство командованием Гудзона практически с начала плавания,


Предыдущая Следующая


Hosted by uCoz