Предыдущая Следующая


лезной дороги для развития туризма легендарный Томас Кук. Именно с 1841 г., с массовой поездки «с целью прогулки», в которой приняло участие 600 человек, можно начать отсчитывать эру современного туризма. Т. Куку принадлежат слова: «Мы должны иметь железную дорогу для миллионов». Туризм возможно развивать лишь при развитии средств транспорта и мирохозяйственных связей в целом.

Уже через три года предприимчивый председатель квакерского Общества трезвости и проповедник Т.Кук заключает соглашение с Midland Railway Company об оптовых скидках на билеты для туристических групп; С 1847 г. его контора распространяет специальные билеты как на групповые, так и на индивидуальные экскурсии в городах Англии, а затем и Европы. Быстрая реакция Т. Кука на любые новшества на ниве туристских услуг вызывает восхищение.

Открытие 4 октября 1869 г. Суэцкого канала было превращено в туристическое шоу. Первым кораблем, вошедшим в канал, был французский «Орел», на его палубе находилась императрица Евгения. Российский клипер «Яхонт» с русским послом в Константинополе был также в числе первых. При входе в канал каждое судно встречалось салютом и отвечало на него. Дж. Верди заказали оперу: так была создана «Аида». На торжественную церемонию было приглашено 500 поваров и 1000 лакеев.

Надо отметить, что сразу же после 48 торжественно украшенных официальных кораблей, которые следовали в установленном порядке, был организован и туристский маршрут Томасом Куком.

Бюро Т.Кука предлагало туристу полный комплекс туристических услуг. Для туристов бронировались гостиницы, действовали различные скидки, разрабатывались новые маршруты, в том числе и паломнические — в Палестину, и экзотические, например в Крым и на Кавказ.

Даже сам проезд по железной дороге вскоре был превращен в туристское путешествие. В 1883 г. от парижского вокзала отошел необычный поезд, направлявшийся в «далекую» Румынию. Он имел два роскошных спальных вагона, вагон-ресторан и курительный салон. По прибытии в пункт назначения пассажиров принял король Румынии Кароль. Так завершился первый рейс «Восточного экспресса». В наши дни этот поезд, роскошный, как и прежде, курсирует между Лондоном и Венецией с остановками в Париже, Цюрихе, Инсбруке и Зальцбурге. Он состоит из 11 спальных вагонов и трех вагонов-ресторанов. Пассажиры могут слушать в баре музыку не в записи. В каждом купе имеется горячая вода, кровать, мыло и писчая бумага.

Эстафету Англии в деле развития массового туризма перенимает Швейцария. Деятельность ее многочисленных агентств по распространению специальных афиш, плакатов, листовок о предла-


гаемых туруслугах с 80-х гг. XIX в. приобретает паневропейский характер. В конце же XIX в. во всех европейских странах создаются многочисленные общества, специализирующиеся на туруслугах и их рекламе. Во всех сколько-нибудь солидных газетах появляются рубрики, дающие информацию о путешествиях и их маршрутах.

Необыкновенной популярностью начинают пользоваться путеводители. Выпуск путеводителей в начале XIX в. «поставил на поток» английский издатель Дж. Марри. Но вполне заслуженная слава в этом вопросе пришла немецкому издателю Карлу Бедекеру, чье имя стало нарицательным*. К. Бедекер основал издательскую фирму в 1827 г., где начал выпускать путеводители по английскому образцу. А в 1846 г. его путеводители стали издаваться на основных европейских языках. Качество их было высоким, так как для их составления привлекали различных специалистов: историков, искусствоведов, географов, а также литературоведов.


Предыдущая Следующая