Предыдущая Следующая
лезной дороги
для развития туризма легендарный Томас Кук. Именно с 1841 г., с массовой поездки
«с целью прогулки», в которой приняло участие 600 человек, можно начать
отсчитывать эру современного туризма. Т. Куку принадлежат слова: «Мы должны
иметь железную дорогу для миллионов». Туризм возможно развивать лишь при
развитии средств транспорта и мирохозяйственных связей в целом.
Уже через три
года предприимчивый председатель квакерского Общества трезвости и проповедник
Т.Кук заключает соглашение с Midland Railway Company об оптовых скидках на билеты для
туристических групп; С 1847 г.
его контора распространяет специальные билеты как на групповые, так и на
индивидуальные экскурсии в городах Англии, а затем и Европы. Быстрая реакция Т.
Кука на любые новшества на ниве туристских услуг вызывает восхищение.
Открытие 4
октября 1869 г.
Суэцкого канала было превращено в туристическое шоу. Первым кораблем, вошедшим
в канал, был французский «Орел», на его палубе находилась императрица Евгения.
Российский клипер «Яхонт» с русским послом в Константинополе был также в числе
первых. При входе в канал каждое судно встречалось салютом и отвечало на него.
Дж. Верди заказали оперу: так была создана «Аида». На торжественную церемонию
было приглашено 500 поваров и 1000 лакеев.
Надо
отметить, что сразу же после 48 торжественно украшенных официальных кораблей,
которые следовали в установленном порядке, был организован и туристский маршрут
Томасом Куком.
Бюро Т.Кука
предлагало туристу полный комплекс туристических услуг. Для туристов
бронировались гостиницы, действовали различные скидки, разрабатывались новые
маршруты, в том числе и паломнические — в Палестину, и экзотические, например в
Крым и на Кавказ.
Даже сам
проезд по железной дороге вскоре был превращен в туристское путешествие. В 1883 г. от парижского
вокзала отошел необычный поезд, направлявшийся в «далекую» Румынию. Он имел два
роскошных спальных вагона, вагон-ресторан и курительный салон. По прибытии в
пункт назначения пассажиров принял король Румынии Кароль. Так завершился первый
рейс «Восточного экспресса». В наши дни этот поезд, роскошный, как и прежде,
курсирует между Лондоном и Венецией с остановками в Париже, Цюрихе, Инсбруке и
Зальцбурге. Он состоит из 11 спальных вагонов и трех вагонов-ресторанов.
Пассажиры могут слушать в баре музыку не в записи. В каждом купе имеется
горячая вода, кровать, мыло и писчая бумага.
Эстафету
Англии в деле развития массового туризма перенимает Швейцария. Деятельность ее
многочисленных агентств по распространению специальных афиш, плакатов, листовок
о предла-
гаемых
туруслугах с 80-х гг. XIX в.
приобретает паневропейский характер. В конце же XIX в. во всех европейских странах создаются
многочисленные общества, специализирующиеся на туруслугах и их рекламе. Во всех
сколько-нибудь солидных газетах появляются рубрики, дающие информацию о
путешествиях и их маршрутах.
Необыкновенной
популярностью начинают пользоваться путеводители. Выпуск путеводителей в начале
XIX в. «поставил на
поток» английский издатель Дж. Марри. Но вполне заслуженная слава в этом
вопросе пришла немецкому издателю Карлу Бедекеру, чье имя стало нарицательным*.
К. Бедекер основал издательскую фирму в 1827 г., где начал выпускать путеводители по
английскому образцу. А в 1846
г. его путеводители стали издаваться на основных
европейских языках. Качество их было высоким, так как для их составления
привлекали различных специалистов: историков, искусствоведов, географов, а
также литературоведов.
Предыдущая Следующая