* Подобные требования к членам клуба можно встретить и в Уставах более ранних туристских организаций России.
Клубом издавались «Ежегодники», которые представляли собой дорожно-справочную книгу для туриста. Был издан «Дорожник» для туристов-велосипедистов и автомобилистов(!). Публиковалась в виде брошюр и информация об отдельных турах: Москва — Торжок; Торжок—Валдай; Валдай — Новгород; Новгород—Санкт-Петербург и др. К каждому выпуску прилагалась дорожная карта и описание встречающихся на пути городов и селений с их достопримечательностями.
Роспись маршрутов, предлагаемых Клубом и напечатанная в «Русском туристе», предлагала 12 маршрутов, которые, в свою очередь, распадались на несколько разновидностей. Например, путешествие по Крыму предлагало маршрут «а» с недельным отдыхом в Судаке «для менее выносливых, утомленных зимней работой экскурсантов», и пешеходный маршрут «б», предполагающий постоянное передвижение туристов: Феодосия —Судак —Ялта и ее окрестности—Севастополь—Бахчисарай—Симферополь. В Феодосии туристы должны были «осмотреть Музей древностей, картинную галерею Айвазовского, развалины Генуэзского монастыря, а потом пойти пешком в Коктебель» [61].
Маршруты охватывали следующие регионы: Север России с заходом в Норвегию, Москва —Архангельск —Соловки —Вердэ (Норвегия)—Архангельск —Москва; круизы по Волге, куда входило три различных маршрута; восточная часть России с замечательной рекламой о Прикамье и Каме. «Живописные берега этой широкой и многоводной реки изобилуют такими чудными и подчас дивными пейзажами, которые не повторяются ни на Волге, ни на Днепре. Река очень извилиста, и пейзажи быстро меняются, как в калейдоскопе.» Предлагались маршруты по Кавказу и Средней Азии. При описании маршрута по Южной России была сделана специальная оговорка, что маршрут доработан в связи с пожеланиями туристов, прошедших его в предыдущем году.
Забота о туристах прослеживается во многом. Например, в описании пешеходного маршрута № 9 по Военно-Грузинской дороге говорится, что «для багажа будут предоставлены лошади с таким расчетом, чтобы на них всегда могла ехать часть уставших или почему-либо не могущих идти пешком» [61]. В списке рекомендованных вещей указываются не только вещи первой необходимости, как «2—3 кофточки немарких» или «запасная пара обуви, достаточно плотная, на низком каблуке», но не забыты и носовые платки «в количестве 10 —12 штук», «запасная тетрадь (для конспектов. — М. С), 1—2 книги для чтения, бинокль и фотоаппарат».
О том, что познавательной стороне туров придавалось огромное значение, говорит рекламное объявление, приглашавшее на работу экскурсоводов «хорошо знающих город», чьи услуги будут необходимы «при посещении музеев, картинных галерей, фаб-
рик, заводов, рудников и т.п.», так как «нужны знания лиц, близко стоящих к делу, непосредственно в них работающих специалистов». И, как было добавлено, «опыт прошлых лет показал, что в этом деле можно рассчитывать на успех» [61].
Довольно жесткие правила при заказе путевок, приоритет для членов Клуба вроде бы говорят о том, что нехватки в желающих не было. Но при 120 млн населения Российской империи в то время 5000 членов клуба составляли десятитысячные доли процента.