В.Катаев
пишет очерк «Париж—Вена —Берлин», в котором говорится следующее: «Съездил на
несколько дней в Вену. Впечатление — ужасающее. Трудно себе представить, что
сделал... кризис (время написания очерка —
абстракция... Германия умирает. Австрия умерла давно. Автомобилей — кот наплакал... Магазины пустые... Одеты люди в Вене ужасно. Не верится, что это почти в центре Европы. Ботинки нечищеные, латаные-перелатаные... Шляпы! Элегантные фетровые венские шляпы — вылинявшие, выгоревшие, с рыжими лентами, повисшими краями. Видно, что люди донашивают последнее, а что дальше — неизвестно. Мрак. И главное — никакого выхода.» [72]. Интересно, после прочтения подобного очерка захочется ли кому-нибудь посетить Вену? А рядом с подобным материалом давался репортаж с графиками и диаграммами о строительстве наших индустриальных гигантов, о новых институтах и больницах и т.п.
Организованный,
или, как его со временем стали называть, плановый зарубежный туризм, возник в
СССР в
Великая Отечественная война и восстановительный период отодвинули туристские проблемы на второй план. Внутренний туризм стал возрождаться лишь в конце 1940-х гг. В послевоенные годы получил широкое распространение как плановый, так и самодеятельный, спортивный, детский и семейный туризм.
Был восстановлен также и туризм в Вооруженных Силах СССР. Согласно приказу министра обороны, возглавлять это направление в туризме было возложено на начальника Тыла ВС, а непосредственное руководство — на Управление по туризму и экскурсиям Министерства обороны. Специально был создан Всеармейский совет по туризму для привлечения к этой работе широких слоев армейской и флотской общественности. Туризм, как плановый, так и самодеятельный, вскоре становится одним из наиболее любимых и массовых видов отдыха.
К середине 1980-х
гг. было 24 турбазы, входивших в подчинение военных ведомств и Министерства
обороны. Только с 1980 по