6. Какие виды туризма были особенно популярны в СССР в I960 — 1980-е гг?
7. Каким образом велась подготовка и переподготовка кадров в туристской индустрии в СССР?
Литература
Биржаков М.Б. Введение в туризм. — М; СПб., 2001.
Дворниченко В. В. Развитие туризма в СССР (1917—1983). — М., 1985.
Долженко Г. П. История туризма в дореволюционной России и СССР. — Ростов н/Д, 1988.
Зорин И. В., Квартальное В.А. Энциклопедия туризма: Справочник. — М., 2000.
Квартальное В., Федорченко В. Туризм социальный: История и современность. — Киев, 1989.
Квартальное В.А. Гуманитарные проблемы развития туризма: История и современность. — М., 1998.
Крючков А. А. История международного и отечественного туризма. — М. 1999.
Кудинов Б. Ф. Из истории развития туризма. — М., 1986.
Курилова В. И. Туризм. — М., 1989.
Логинов Л. М., Рухлов Ю.В. История развития экскурсионного дела. — М, 1989.
4.3. Туризм на современном этапе и его перспективы
В настоящее время туризм является мощной мировой индустрией, занимающей до 10% мирового валового продукта [64], где задействованы огромные массы служащих, основных средств производства, привлечены крупные капиталы. Можно сказать, что туризм — это и серьезная политика глобального уровня.
По мере
развития как постиндустриальных, так и новых индустриальных стран все большее
количество населения нашей планеты вовлекается в сферу туризма. За последние
годы прослеживается постоянная устойчивая тенденция роста числа туристов
ежегодно в среднем на 4%, даже финансовый кризис в Азии
ВТО
прогнозирует, что к
Туризм, представляющий субъект-субъектные отношения, являет собой третичный рынок услуг, и неудивительно, что его наибольшее развитие приходится именно на постиндустриальные страны. Доход от туризма представлен в табл. 4.3.
К обслуживанию огромного количества путешествующих привлекается большая армия специалистов, работающих в различных областях, что и составляет суть инфраструктуры и индустрии туризма. В настоящее время каждый 15-й человек на Земле так или
Таблица 4.3
Страна |
Доход, млн долл. |
Доля на мировом рынке туризма, % |
||
1990 |
1996 |
1997 |
1997 |
|
США Германия Италия Испания |
43007 144288 20016 188593 |
69908 17567 30018 27414 |
75 056 18989 30000 28147 |
16,74 8,09 6,99 6,28 |
Окончание табл. 4.3
Страна |
Доход, млн долл. |
Доля на мировом рынке туризма, % |
||
1990 |
1996 |
1997 |
1997 |
|
Франция Великобритания Австрия Китай Гонконг |
20184 14940 13417 2218 5032 |
28357 19296 13990 10200 10836 |
27947 19875 12393 12074 9635 |
6,23 4,43 2,76 2,69 2,15 [64] |
иначе связан с индустрией туризма. Таким образом, туризм обеспечивает создание большого количества рабочих мест. Это один из наиболее позитивных факторов, дающих положительный эффект обществу от этого вида деятельности.