Снисаренко А. Б. Курс — море мрака. — М., 1982.
Сыма Цянь. Исторические записки. — М., 1962. — Т. 1 —2.
Фрадкин Н. Г. Географические открытия и научное познание Земли. — М., 1972.
Шаповал Г. Ф. История туризма. — Минск, 1999.
1.4. Активизация туризма в эпоху античности*
Морские путешествия в Древней Греции совершались с незапамятных времен, что нашло свое отражение в мифах. К наиболее известным относится миф об аргонавтах. Согласно Диогену, первым известным изложением этого похода была поэма критского жреца и философа Эпименида, жившего в VII в. до н. э. Его сочинение не сохранилось, но двумя веками позже поэт Пиндар вновь возвращается к этому сюжету, правда, его поэма была чересчур краткой.
В эпоху эллинизма в подражание Гомеру александрийским ученым, смотрителем знаменитого Мусейона — Аполлонием было написано произведение «Аргонавтика». Впоследствии к этому сюжету обращались многие авторы античности: Теренций Вар-рон, Валерий Флакк, Овидий и Сенека.
Плавание под руководством Ясона совершили 50 греческих героев на корабле «Арго», что в переводе с греческого значит «быстрый», «юркий». Поход был совершен за поколение (20 — 25 лет) до Троянской войны, т. е. в XIII в. до н. э. Ясон был отправлен за золотым руном дядей, узурпировавшим власть у его отца.
Сначала путь Ясона лежал к острову Лемнос в Эгейском море, на котором жили только женщины. Правительница острова прекрасная Гипсипила (ее аналогом в «Одиссее» выступает Кирка) столь очаровала аргонавтов, что они забыли о цели своего путешествия. Освободившись от ее чар, аргонавты достигли города Кизик на побережье Мраморного моря, где сразились с шестирукими великанами, подобными циклопам в «Одиссее», и истребили их.
* Античность (от лат. antiquitas — древность, старина) включает в себя период развития цивилизации Древней Греции, эпохи эллинизма и цивилизации Древнего Рима.
С большим
трудом, благодаря хитрости, они сумели проскочить через самое узкое место
Босфора — Симгатегады, где расстояние между берегами всего
На анатолийском берегу Понта они попадают в страну амазонок, а позже — и в Колхиду. Сначала они высаживаются на острове бога войны Ареса — Аретиаде, где жили изгнанные Гераклом из Аркадии стимфалийские птицы с медными перьями, клювами и когтями. Аргонавты вынуждены были облачиться в военное снаряжение. Очевидно, что контакты с колхами носили военный характер. Преодолев все препятствия, аргонавты, наконец, прибыли в столицу Колхиды — Эйю (на этом месте теперь город Поти).
Руно попадает в руки Ясона. Но что оно символизирует? За чем же ездили аргонавты?
Очевидно, что не за золотом, так как его на Кавказе ничтожно мало. Действительно, у ряда народов: румын на Балканах, узбеков в Средней Азии и колхов на Кавказе — существовал в древности способ собирания золота в золотоносных реках, куда опускалась шкура барана, улавливающая крупинки золота. Страбон считал, что Золотое Руно — это баранья шкура, опущенная в золотоносную реку [14].