Во многих городах были объединения содержателей различных экипажей. Известно, что поездки экипажей по городам, в частности по Риму, строго регламентировались правилами дорожного движения. Поэтому можно говорить, что в основном в экипажах ездили туристы, совершавшие дальние поездки. В городах, как правило, использовались двухколесные повозки — карпенты, и более легкие — цизии. В более крупных, четырехколесных — ре-дах — могла разместиться целая семья. А в таких больших, как каррука, можно было даже спать.
Подобные частные службы располагались, как правило, около городских ворот. Была и целая сеть станций, где меняли лошадей, а путники могли отдохнуть. Правда, частные гостиницы, так же
* «О Семи Чудесах Света» называется и труд Филона Византийского. Правда, этот автор, о котором почти не сохранилось исторических сведений, не считает Фаросский маяк в Александрии Чудом Света, но относит к ним стены города Вавилона.
как и государственные — мансионы, мало заботились об удобствах путников. Подушки и матрасы без постельного белья, набитые вместо перьев и пуха сеном и тростником, кишели насекомыми. Часто содержатели гостиниц недодавали овес лошадям, а в тавернах сильно разбавляли вино. Но в подобного рода гостиницах и останавливались люди невысокого социального положения. Для самой невзыскательной публики существовали гостиницы под названием стабулярии, соответствующие, видимо, классу 2*. О плохом состоянии гостиниц говорит и тот факт, что все состоятельные люди возили с собой переносные палатки, или шатры.
Государственные
чиновники пользовались услугами императорской почты. Конечно, чиновники ездили
быстрее обычных путешественников. Известно, что добраться от Рима до Роны можно
было всего за 8 дней, преодолевая в день до
Путешествовали и пешком, и, если кто очень торопился, верхом, а большинство в зависимости от дальности поездки и толщины своего кошелька — в повозках.
Индустрия туризма начинает поставлять на рынок такие вещи, как специальные маски, чтобы защитить кожу лица от ветра и солнца; книги маленького формата, предназначенные именно для дорожного чтения. В каретах иногда делались даже своеобразные поворачивающиеся сиденья, чтобы можно было постоянно уклоняться от прямых солнечных лучей и находиться в тени. В экипажах знати и императоров были специальные полки, к которым прикрепляли настольные игры, а некоторые из экипажей были настолько удобны, что в них можно было даже писать. Секретарь Плиния в дороге всегда писал в перчатках, чтобы предохранить кожу рук [19].
Морские
путешествия осуществлялись с весны до середины осени. Зимой мог пуститься в
путь человек, у которого были дела чрезвычайной важности. Плавания были в
основном неспешными. От Меотийского болота, как римляне называли Азовское море,
до Александрии Египетской доходили за две недели. Римляне знали и использовали
пассатные ветры. Так, при хорошем попутном ветре корабль мог плыть со скоростью
4 узла, т. е. почти