Предыдущая Следующая

Северные европейские народы также «пришли в движение в необычайных размерах. И шла молва, что на всем пространстве от маркоманнов и квазов, до самого Понта множество неведомых варварских народов надвинулось к центру с женами и детьми». Римская империя пыталась регулировать этот процесс. С некоторыми народами заключали договоры, позволявшие им селиться на территории империи, где для них выделялись казенные или отторгнутые от больших поместий земли в соответствии с законами о гостеприимстве: бургунды, вестготы. Аммиан Марцеллин так описал переселение готов: «Получив от империи разрешение перейти через Дунай и занять местность во Фракии, переправлялись они целыми толпами днем и ночью, на кораблях, лодках, выдолбленных стволах деревьев» [21]. Эти миграционные процессы (рис. 2.1) были столь масштабны, что им уделили внимание в своих трудах Иордан и Тацит, Прокопий Кессарийский и Маврикий. Они продолжались на протяжении нескольких столетий и окончились только к XVIII в.

Римская империя все больше узнает о варварах, живущих около ее границ, выявляя для себя совсем «неварварские» формы их морали и поведения в быту. Публий Корнелий Тацит отмечал, что «ни один народ не является таким щедрым в гостеприимстве, как германцы. Считается грехом отказать кому-либо из смертных в приюте, каждый угощает лучшими кушаньями, сообразно своему достатку, когда угощения не хватает, то тот, кто сейчас был хозяином, делается указателем пристанища и спутником, и они идут в ближайший дом без всякого приглашения, и это ничего не значит. Обоих принимают с одинаковой сердечностью. По отношению к праву гостеприимства никто не делает различия между знакомым и незнакомым. Если, уходя, гость чего-нибудь потребует, то обычай велит предоставить ему эту вещь. Также просто можно потребовать чего-нибудь, в свою очередь, и от него. Они любят


подарки, но ни данный подарок не ставится себе в заслугу, ни полученный ни к чему не обязывает. Отношения между хозяином и гостем определяются взаимной предупредительностью» [22]. В трудах Феофана «Хронография», Маврикия «Стратегикон», Иордана (Иорнанда) «О происхождении и деянии гетов» появляются описания жизни славянских народов. Благодаря различным формам походов: военных, торговых, дипломатических, а также миграционному процессу в виде великого переселения народов продолжали развиваться и совершенствоваться в средневековье многочисленные контакты между народами, благотворно влияя на общее поступательное развитие.

2.1. Паломничество и крестовые походы

Покровителями странствующих и путешествующих в средневековье становятся волхвы: Бальтазар, Мельхиор и Каспар, совершившие в свое время небывалое, поистине священное странствие, пришедшие на поклонение явившемуся в мир Младенцу Иисусу. В эпоху Великих географических открытий их заступничества и помощи просили мореплаватели и миссионеры. Они стали почитаться христианами со IIIII вв.

Паломничество в средние века получило широкое распространение. Странствия пилигримов в Палестину начались уже в IIIIV вв. При императоре Константине были построены храмы в Иерусалиме, в частности над Гробом Иисуса. Мать Константина, царица Елена, в преклонном возрасте предприняла странствие в Иерусалим, где содействовала открытию Древа Креста Господня в одной из пещер, недалеко от Голгофы. К этому времени восходят имена таких известных паломников, как св. Порфирий, впоследствии ставший епископом Газским; Евсевий Кремонский; св. Иероним, изучавший в Вифлееме Святое Писание, св. Павла и ее дочь Евстахия из знаменитого рода Гракхов, которые похоронены недалеко от места рождения Иисуса Христа.


Предыдущая Следующая