Предыдущая Следующая

Маршрут Рубрука от Сарая до Каракорума был такой же, как у Карпини. Много дней они ехали по «пустыне, огромной, как море». По прибытии в Каракорум посольство вынуждено было поехать дальше в резиденцию хана, расположенную на север от столицы.

Рубрук, как и Карпини, дает много ценных сведений о жизни китайцев и представителей других народов, находящихся в Каракоруме. О Китае он пишет следующее: «Я достоверно узнал, что в этой стране есть город с серебряными стенами и золотыми баш-


ними.» [28]. В целом же «Путешествие в восточные страны» основано на личных впечатлениях и носит достоверный характер.

Великий хан Мункэ принял Рубрука и после переговоров передал Людовику IX письмо. По примеру китайских императоров, Мункэ в этом послании называл себя владыкой мира и требовал от французов принятия вассальной зависимости как подтверждения их дружественных намерений. Разумеется, подобная система «дружественных» взаимоотношений, тем более изложенная высокомерным тоном, развеяла надежды французов на приобретение союзников в лице монголов. Посольство Рубрука, как и Карпи-ни, с точки зрения дипломатии удачным назвать нельзя. Он даже осмелился высказать ряд пожеланий Людовику IX относительно дальнейших контактов с монголами. «Мне кажется бесполезным, чтобы какой-нибудь брат ездил и впредь к татарам... Но если бы Господин папа... пожелал отправить одного епископа и ответить на глупости татар, которые они уже трижды писали Франкам, то ему следует иметь хорошего толмача и обильные средства» [28].

Но оставленный Гильомом Рубруком труд — «Путешествие в восточные страны», написанный на латыни и опубликованный в 1589 г. — дал европейцам много ценных сведений не только о жизни монголов, но и китайцев. Рубрук, чей обратный путь шел от Астрахани через Кавказ и Малую Азию до средиземноморского побережья, описал Каспийское море, которое он обогнул с обеих сторон, правильно определив, что это озеро, а не океанский залив, как традиционно полагали средневековые авторы, опираясь на античные авторитеты: Геродота и Страбона. Рубруку удалось подметить и одну из основных черт рельефа Центральной Азии — наличие Центрально-азиатского нагорья. Путешествие Рубрука заметно обогатило знания и европейцев о Центральной Азии.

С миссионерскими целями путешествовал по Азии чех по происхождению, францисканский монах Одорико Матиуш (Одерих Митиусси). Он начал свое странствие в 1316 г. от стен Константинополя. Через Кавказ он достигает Ирана, посещает древнюю столицу Персеполь, затем он идет в Багдад и оттуда попадает в портовый город Ормуз, через который проходили морские пути из Персидского в Оманский залив Аравийского моря. Из Ормуза он морем достигает Бомбея. Пройдя на юг по Малабарскому побережью, он огибает южную оконечность полуострова Индостан, попутно посещает остров Цейлон. Одорико, как истинного христианина, привлекают религиозные святыни. И он стремится в Мадрас, где находится прах апостола Фомы.

Из Мадраса Одорико отплыл на Большие Зондские острова, первым из европейцев, он, по всей вероятности, видел Суматру, Яву, Борнео (Калимантан). Из Борнео Одорико прибывает в китайский порт Макао. В Китае его поражают размеры городов, он посетил Кантон, Нанкин, из которого по Великому каналу он


Предыдущая Следующая