Предыдущая Следующая

История средних веков: В 2 т.: Учебник / Под ред. С. П. Карпова. — М., 1998.

Маховский Я. История морского пиратства. — М., 1993.

Рубина Е.А. Иноземные дворы в Новгороде XIIXVII вв. — М., 1986.

119


Сага о гренландцах. Сага об Эйрике Рыжем. Сага «Земной круг»: Библиотека всемирной литературы. Сер. I. — М., 1979. — Т. 8. Шаповал Г. Ф. История туризма. — Минск, 1999.

2.4. Великие географические открытия Запада и Востока

Эпоха Великих географических открытий, результатом которой явилось образование единого мирового экономического пространства и возникновение предпосылок для создания единой мировой цивилизации, имела ряд объективных причин.

Развившаяся во время крестовых походов восточно-средиземноморская торговля получила к концу средневековья характер постоянных торговых связей. Различные восточные товары все более входили в употребление высших и средних классов Западной Европы. Купечество городов Южной Италии, Южной Франции и Восточной Испании составило на торговле с Востоком огромные состояния. Но со второй половины XV в. средиземноморская торговля вошла в полосу кризиса. Необходимо было искать новые пути на Восток. Причинами начавшихся поисков этих путей, которые и привели к Великим географическим открытиям, были:

обилие посредников в торговле между Европой и Азией: арабы, византийцы и др.;

недоступность отдаленных восточных рынков для большинства купцов западноевропейских стран;

крайняя опасность, а иногда и просто невозможность торговли через Восточное Средиземноморье из-за турецких завоеваний: грабежи, пиратство, произвольные поборы с торговых судов и караванов;

полная монополизация арабами единственно возможного торгового пути из Европы в Индию, не захваченного турками через Египет и Красное море.

Кроме того, развивавшееся товарное производство Европы требовало большого количества драгоценных металлов. Но их добыча в Европе прогрессировала слабо. Торговый баланс с Востоком складывался не в пользу Европы. За экзотические восточные товары приходилось платить золотом и серебром. Стоимость европейских товаров: олова, сукна, меди, продуктов сельского хозяйства — была ниже восточных. «Проблема золота» превращалась в острую экономическую проблему.

Великие географические открытия были подготовлены экономическим развитием западноевропейского общества. Появился новый тип судов — каравелла. Эти корабли могли ходить под парусами и против ветра, кроме того, имея небольшие размеры, они вместе с тем были очень вместительны. Европейцами был изобретен компас. Появилась астролябия, благодаря которой можно


было установить широту местонахождения судна. Совершенствовалось огнестрельное оружие. Возник способ сохранения, путем засолки, мяса — солонина, что давало возможность морякам не зависеть от торговли, совершая длительные плавания.

Мореплаватели, купцы, политики и ученые этой эпохи базировались на концепции Единого мирового океана. Понятие Мирового океана было известно еще Гомеру. В глубокой древности существовала идея о возможности попасть из Европы в Азию западным путем. Гекатей Милетский на рубеже VIV вв. до н.э. и Геродот веком позже развивали именно эти взгляды. Аристотель также разделял эту точку зрения: «Не такую уж невероятную мысль высказывают те, — писал он, — кто предполагает области... лежащие близ Геракловых столбов... сообщающиеся с областями, лежащими близ Индии... Защитники этого взгляда приводят в доказательство тот факт, что такой вид животных, как слоны, встречается в обеих названных оконечностях земли и, таким образом, страна Столбов Геракла связана со странами Индии, и между ними лежит только одно море.» [31]. Об этом писал Страбон со ссылками на Эратосфена, который считал вполне реальным попасть морским путем с Пиренейского полуострова в Индию. «Если бы обширность Атлантического моря не устрашала нас, то можно было бы переплыть из Иберии в Индию по кругу и при попутном ветре достичь (страны) индийцев» [14]. Кругом здесь названа широта Афин. Но между античной и средневековой наукой не было глухой стены, а существовала определенная преемственность. Кроме того, в Библии о Сотворении Богом мира сказано следующее: «И сказал Бог: да соберется вода, которая под небом, в одно место.» [13]. В Священном писании, таким образом, говорится лишь об одном и единственном «собрании вод», а не о многих океанах и морях. Идея Мирового океана становится освященной и церковной традицией, став частью церковного мировоззрения, что еще в IV в. в своих трудах развивал теолог Амбросий Медиоланский. Арабоязычные ученые Масуди (X в.), Бируни (XXI вв.), Идриси (XII в.) также соглашались с идеей Мирового океана.


Предыдущая Следующая


Hosted by uCoz