Предыдущая Следующая

Лит.: Справочник по военной топографии, 2 изд., М., 1980; Алешин В. М., Серебреников А В., Туристская топография, М., 1985; Военная топография, М., 1986.

 

АЙСБАЛЬ

(от нем. Еis – лед и Bеil –  топор), укороченный (дл. 55 – 60 см) ледоруб с молотком (бойком) вместо лопатки.  Применяется на сложных скально-ледовых маршрутах в горах для рубки ступенек  на крутых склонах, забивания крючьев и т.  д. Как правило, имеет цельнометаллич.  ручку из легкого алюминиевого сплава с  теплоизоляц. покрытием; снабжен темляком из капроновой ленты (рис.). А. удобен  тем, что  может использоваться и  как  ледоруб, и как скальный молоток. Однако

 

Айсбаль 1 – молоток (боек); 2 – ручка; 3 – штычок;

4 – темляк; 5 – «клюв»

 

для зондирования ледовых трещин и страховки при переходе через них (так же, как  и для страховки на снежных склонах)  предпочтительнее ледоруб, Поэтому  каждая тур. группа на маршруте в горах  должна иметь помимо А. неск. обычных  ледорубов.

 

АЙСФИФИ,

ледовый  якорь, приспособление, используемое горными туристами

и альпинистами в качестве опоры  при преодолении крутых (более 60') склонов, покрытых льдом или фирном. А. должен выдерживать статич. нагрузку не  менее 150 кг. Представляет собой цельнометаллич. крюк, заостренный конец  к-рого («клюв») вбивается в лед или фирн  (рис.). В мягкий лед и плотный фирн  «клюв» входит глубоко и А. удерживает  надежно; в таких случаях целесообразно  пользоваться стременем (крепится на  рукоятке) как опорой для ноги. Иногда на  рукоятке якоря за его «клювом» дополнительно крепится лопатка так, чтобы ее  плоскость была перпендикулярна плоскости якоря; на  фирновом склоне такая  лопатка значительно повышает надежность закрепления А. за счет увеличения  площади опоры на фирн. В твердый (натечный) лед «клюв» А. входит плохо;  поэтому сначала во льду скальным или  ледовым молотком выбивают небольшое  углубление, куда вставляют «клюв» и  забивают его молотком на нужную глубину. На конце рукоятки А. имеется темляк  (из репшнура или капроновой ленты),  к-рый при работе надевают на руку.  Нередко А. делают складным (для удобства  транспортировки).  Масса  А. около 0,3 кг. А: облегчает и ускоряет движение по ледовым склонам. Использование А., однако, не исключает страховку, т. к. при срыве он не обеспечивает надежное само- задержание. См. также Страховка на маршруте, Страховочные средства.

 

АКВАЛАНГ

(от лат. aqua – вода и англ. lung – легкое), авт. ранцевый аппарат для дыхания под водой. Используется спелео- туристами для преодоления сифонов в пещеры, при обследовании подземных озер  и  рек,  туристами-водниками  и пешими  туристами  при  обследовании наземных водоемов, а также спортсменами-подводниками и проф. водолазами при подводных работах на глуб. до 40 м. А., применяемые в спелеотуризме, состоят из 1 – 4 баллонов со сжатым воздухом (под давлением 12 – 20 МПа), 1 – 2 независимых редукторов и легочных автоматов с загубниками, выносного манометра и указателя миним. давления, cоединит. трубок высокого и низкого давления и крепежных ремней. Пешие туристы, туристы-водники и спортсмены, как правило, используют А. более простой конструкции с 1–2 баллонами и 1 редуктором.


Предыдущая Следующая