Предыдущая Следующая

Не нужно дожидаться этого. Надо уменьшить пламя, вынуть из костра лежащие сверху дрова, если они еще не очень разго­релись, отложить их в сторону, но только не кучно, чтобы они вновь не занялись, разворошить оставшиеся в костре дрова, так, чтобы они оказались лежащими подальше друг от друга, если нужно — плеснуть на некоторые из них водой. А дальше нужно подкладывать дрова только понемножку, чтобы держать огонь «на голодном пайке». Не стоит бояться, что костер может начать затухать и погаснет. Ветер не допустит этого — он снова станет союзником кострового.

Одним словом, разводя костер, нельзя пренебрегать мерами предосторожности. И пусть то, что здесь было названо мерами предосторожности, войдет в привычку юного туриста, стане г способом его общения с огнем. Тогда огонь навсегда станет на­дежным другом, который никогда не обманет и не подведет.


 

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ПОХОДА

Подведение итогов похода является таким же важным этапом туристской работы, как подготовка к нему. Этого, к со­жалению, часто не понимают не только сами юные туристы, но и многие руководители. Им представляется, что поход окончен в тот момент, когда группа села в поезд. Конечно, поскольку поход уже проведен, он не может оказаться сорванным из-за то­го, что не подведены итоги, подобно тому, как это может случить­ся при отсутствии подготовки. Но от подведения итогов похода во многом зависит, будут ли следующие походы более организо­ванными как в части подготовки, так и в части проведения, более содержательными и интересными.

Подведение итогов включает разбор похода, финансовый отчет, сдачу снаряжения, педагогический отчет, составление паспорта или отчета по походу, оформление материалов на значки и разряды, выпуск фотостендов или фотоальбомов, ор­ганизацию туристского вечера. Разумеется, все перечисленное осуществляется далеко не всегда. Все зависит от целей, содер­жания и продолжительности похода. В каких же случаях и как проводятся эти мероприятия?

 

 

Разбор похода и педагогический отчет

Разбор однодневного похода в принципе ничем не отличает­ся от разбора отдельного дня в многодневном походе, о кото­ром уже говорилось (см. гл. 4). Единственное, что здесь допол­нительно обсуждается, — это качество подготовки к походу. Ра­нее было сказано также и о том, в каких случаях проводить разбор однодневного похода нецелесообразно.

Что касается многодневных походов, то итоговый разбор их, как правило, целесообразен. Для обсуждения на таком разборе можно порекомендовать четыре группы вопросов:

1. Был ли интересен маршрут? Соответствовал ли он уровню подготовки группы: не слишком ли труден или, наоборот, ле­гок? Оправдались ли ожидания, возлагавшиеся на поход, или хотелось чего-то другого? Каковы пожелания на будущее?

2. Что было сделано правильно и что неправильно в походе?. Какие из мероприятий оправдали себя, а какие — нет? Что мешало и что способствовало успеху похода? Что следует сде­лать, чтобы в будущем походы проходили лучше?

3. Как проявил себя каждый из участников при подготовке и проведении похода? Что он показал в смысле владения турист­скими навыками, исполнения обязанностей в группе, отноше­ния к товарищам? Что является его сильной, что слабой сторо­ной? Оправдал ли возлагавшиеся на него надежды? Отдельно (ввиду важности вопроса) следует оценить: искал ли он само­стоятельную работу на биваке? Правда, формально этот вопрос является частным случаем исполнения обязанностей.


Предыдущая Следующая


Hosted by uCoz