Предыдущая Следующая

Наконец, в зависимости от целей похода и взятых группой заданий в ней могут быть выделены, так сказать, «узкие спе­циалисты»: ответственный за сбор гербария, за метеорологиче­ские или гидрологические наблюдения, за сбор геологических образцов и т. д. Хорошо, если в группе есть фотограф.

Таково распределение постоянных обязанностей для про­должительного похода. В коротком походе, например одно­дневном, часто не возникает необходимости в распределении между ребятами этих должностей, В малочисленной группе их нередко объединяют: например, один и тот же юный турист выполняет обязанности и завхоза, и казначея.

Кроме того, некоторые обязанности в группе являются вре­менными. Это обязанности направляющего и замыкающего на марше, которых назначает, смотря по ситуации, руководитель похода, или обязанности кострового и дежурного на биваке, выполняемые поочередно всеми участниками похода.

Выделение ответственных в группе — дело очень важное, и от него во многом зависит успех дохода, поэтому его надо тщательно продумать. При этом обязательно учитывать тури­стский опыт, возможности и склонности ребят. Бессмысленно назначать ответственным за снаряжение девочку, которая ни­когда не держала в руках инструмента. Ведь она даже не су­меет определить, хорошо ли наточен топор или его надо дово­дить. Точно так же нельзя назначить, например, ботаником школьника, который увлекается историей и хочет в походе со­бирать сведения о героях Отечественной войны. Надо прини­мать во внимание не только возможности ребят, но и насколь­ко ответственно они относятся к делу.

Если руководитель недостаточно знает ребят, то, готовясь к большому походу, не следует спешить с выделением ответ­ственных. Лучше сходить с этими ребятами раз-другой в вос­кресный поход посмотреть, кто как себя проявит в походных условиях. Здесь проще узнать характеры ребят, выяснить их истинные возможности и способности.

Нередко перед руководителем похода возникает вопрос: должен ли он сам назначить ответственных или предоставить право выбора ребятам? Думается, что в какой-то форме ребя­та должны принимать в этом участие. Лишать их этого права было бы так же неправильно, как и пустить дело на самотек. Скорее всего, кандидатов на должности ответственных руково­дителю стоит наметить самому, при необходимости посовето­вавшись предварительно с учителями, с вожатыми, с теми ре­бятами, которых он хорошо знает. Потом следует вынести воп­рос на собрание группы. Если руководитель видит, что его предложения встречены всеми доброжелательно, то можно тут же утвердить кандидатуры. Если у части ребят они вызвали протест, пусть даже выраженный неявно, или недоумение, надо постараться в тактичной форме отложить решение вопроса, сказав, например, что кандидатуры были названы сугубо пред­варительно, чтобы у ребят было время подумать. Затем в бли­жайшие дни нужно выяснить, где была допущена ошибка, что не учтено. Ребята очень часто знают своих товарищей со сто­роны, которая остается скрытой для учителей и воспитателей, и у них могут быть свои основания выражать кому-либо недоверие. Может, например, оказаться, что парнишка, намеченный руководителем в помощники, действительно является знающим туристом, но ребята считают, что он склонен зазнаваться, умышленно демонстрировать свое превосходство над другими. Даже, если это мнение и неосновательно, все равно не следует назначать этого юношу своим помощником. Нормальных отно­шений с группой у него не получится. Лучше подобрать ему другое поручение, требующее высокой туристской квалифика­ции. При необходимости, в этом случае рекомендуется даже со­здать должность, которую раньше вводить не предполагалось, например, должность топографа. И конечно, при этом нужно проявить максимальную тактичность. Если ребята догадаются, что руководитель меняет свое предложение из-за того, что это­го парнишку не любят участники похода, отношения в группе будут испорчены с самого начала. Лучше сказать примерно следующее:


Предыдущая Следующая


Hosted by uCoz