В некоторых путеводителях была показана связь с современностью, говорилось о достижениях последних лет, но, «описывая облик города, говоря о перспективах его развития, о культурных, научных, общественных учреждениях и организациях», авторы пользовались таким языком, что путеводители напоминали «канцелярские справки... Отдельные интересные страницы, сообщения и факты теряются в сером, невыразительном тексте. К этому нужно прибавить безликие фотографии, которые можно без труда переносить из одной книги в другую, отсутствие схем, планов города, его исторических и архитектурных памятников», — отмечал исследователь этой проблемы историк М.Т.Белявский [76].
Указанные недостатки происходили отчасти потому, что плановыми работами в исторических институтах АН СССР и вузах были учебники, монографии, статьи и сборники, но никак не научно-популярная литература. При всей плановости и координированности туристской работы были определенные лакуны, снижающие ее эффективность. Наиболее полезными для туристов были серии туристских схем. Иногда схемы продавались в комплекте с 4 —8-страничными буклетами, посвященными отдельным памятникам и памятным местам.
Необыкновенно
высокими темпами ежегодного роста иностранного туризма в СССР, доходящими до 10
%, характеризуются 1970 — 1980-е гг., в то время как среднемировой показатель
составлял 5 — 6%, хотя в СССР существовала единственная гостиничная цепь —
гостиницы Интурист, в которых уровень обслуживания был значительно ниже мировых
стандартов. Эта гостиничная цепь в
СССР принял
участие во Всемирной конференции по туризму, состоявшейся в Маниле (Филиппины)
в
ния, но они являются фундаментальными с точки зрения политико-идеологической составляющей туризма и в настоящее время.
Путешествия на речных судах проходили по всем крупным рекам Советского Союза. Более 40 Советов по туризму разного уровня арендовали суда и организовывали путешествия для «своих» туристов. И хотя путешествия водным транспортом традиционно имел небольшой удельный вес — около 5 % от общего объема транспортных путешествий, — тем не менее в СССР к началу 1990-х гг. функционировало около 500 речных и морских маршрутов, которые обслуживали 200 судов [3].
Железнодорожные
путешествия планового характера появились впервые в 1960-е гг. Постепенно
маршруты с использованием железнодорожного транспорта стали неотъемлемой частью
множества маршрутов самого разного уровня. Начинают формироваться «поезда
здоровья» и специальные туристско-экскурсионные поезда. Маршруты составлялись
таким образом, чтобы железнодорожные переезды между туристскими центрами
приходились, в основном, на ночное время. В