Предыдущая Следующая

В некоторых путеводителях была показана связь с современностью, говорилось о достижениях последних лет, но, «описывая облик города, говоря о перспективах его развития, о культурных, научных, общественных учреждениях и организациях», авторы пользовались таким языком, что путеводители напоминали «канцелярские справки... Отдельные интересные страницы, сообщения и факты теряются в сером, невыразительном тексте. К этому нужно прибавить безликие фотографии, которые можно без труда переносить из одной книги в другую, отсутствие схем, планов города, его исторических и архитектурных памятников», — отмечал исследователь этой проблемы историк М.Т.Белявский [76].

Указанные недостатки происходили отчасти потому, что плановыми работами в исторических институтах АН СССР и вузах были учебники, монографии, статьи и сборники, но никак не научно-популярная литература. При всей плановости и координированности туристской работы были определенные лакуны, снижающие ее эффективность. Наиболее полезными для туристов были серии туристских схем. Иногда схемы продавались в комплекте с 4 —8-страничными буклетами, посвященными отдельным памятникам и памятным местам.

Необыкновенно высокими темпами ежегодного роста иностранного туризма в СССР, доходящими до 10 %, характеризуются 1970 — 1980-е гг., в то время как среднемировой показатель составлял 5 — 6%, хотя в СССР существовала единственная гостиничная цепь — гостиницы Интурист, в которых уровень обслуживания был значительно ниже мировых стандартов. Эта гостиничная цепь в 1970 г. занимала лишь 23-е место среди крупнейших цепей мира, насчитывая 27000 номеров [3].

СССР принял участие во Всемирной конференции по туризму, состоявшейся в Маниле (Филиппины) в 1980 г. Руководство Советского Союза в Послании участникам этой конференции от лица Генерального Секретаря ЦК КПСС Л.И.Брежнева отметило, что туризм должен «способствовать удовлетворению возросших потребностей людей в познании мира, во взаимном ознакомлении с культурой, традициями и образом жизни народов». А «в век научно-технического прогресса, когда созданы невиданные ранее возможности развития туризма», он «становится важным фактором укрепления взаимного доверия и тем самым вносит значительный вклад в поддержание мира во всем мире, сохранение и развитие процесса разрядки напряженности». Как бы выспренно ни звучали эти положе-


ния, но они являются фундаментальными с точки зрения политико-идеологической составляющей туризма и в настоящее время.

Путешествия на речных судах проходили по всем крупным рекам Советского Союза. Более 40 Советов по туризму разного уровня арендовали суда и организовывали путешествия для «своих» туристов. И хотя путешествия водным транспортом традиционно имел небольшой удельный вес — около 5 % от общего объема транспортных путешествий, — тем не менее в СССР к началу 1990-х гг. функционировало около 500 речных и морских маршрутов, которые обслуживали 200 судов [3].

Железнодорожные путешествия планового характера появились впервые в 1960-е гг. Постепенно маршруты с использованием железнодорожного транспорта стали неотъемлемой частью множества маршрутов самого разного уровня. Начинают формироваться «поезда здоровья» и специальные туристско-экскурсионные поезда. Маршруты составлялись таким образом, чтобы железнодорожные переезды между туристскими центрами приходились, в основном, на ночное время. В 1986 г. насчитывалось более 2500 туристско-экскурсионных поездов. Особенной популярностью у жителей Дальнего Востока, Урала и Сибири пользовались кольцевые маршруты, охватывавшие главные города европейской части Союза, а также Средней Азии.


Предыдущая Следующая