Итак, концепция развития туризма предусматривала развитие, реорганизацию и совершенствование основных направлений в этой области. Как же идет реализация ее стратегических направлений?
Статистика выездов в 1990-е гг. приведена в табл. 4.5.
Таблица 4.5
Число выехавших, тыс. чел. |
Год |
|||||
1991 |
1993 |
1994 |
1995 |
1996 |
1997 |
|
Всего в том числе туристов |
10820 3466 |
9181 1638 |
10205 2555 |
21331 2606 |
12260 3508 |
11181 4143 [64] |
Исходя из
этих данных, очевидно, что прогноз на состояние на
Эти данные косвенно характеризуют состояние нашей экономики, находящейся в глубочайшем кризисе, что, в свою очередь, ведет к обнищанию основной массы населения, чей прожиточный уровень ниже черты бедности. Перед подавляющим большинством россиян вопросы зарубежного туризма просто не встают.
Неадекватно доходам граждан выросли транспортные тарифы. А если учесть российские расстояния, то становится очевидным, что все большее развитие будет приобретать региональный туризм, так как перемещение на дальние расстояния становится все более недоступной роскошью.
Некоторые виды товаров и услуг по стоимости сравнялись со среднемировыми, в то время как доход большинства россиян меньше, скажем, среднеевропейского в 20 — 80 раз.
К менее важной причине расхождения реальных показателей по туризму с прогнозируемыми можно отнести некоторые ограничения в выезде за рубеж, связанные по профилю работы некоторых граждан с ознакомлением с государственной тайной.
Приоритетные направления выезда граждан России в зарубежные туры очень сильно разнятся в зависимости от стран посещения, что можно проследить исходя из данных, представленных в табл. 4.6.
Из приведенных данных видно, что часть россиян едет навестить своих родственников и знакомых, некогда проживавших в бывшем СССР. Это касается прибалтийских республик. Многие бывшие советские немцы едут к своим родственникам и знако-
Таблица 4.6
Страна посещения |
Общее число поездок, тыс. |
||||
Год |
Цель* |
||||
1996 |
1997 |
деловая |
туристическая |
частная |
|
Литва Финляндия Турция Эстония Китай Польша Германия ОАЭ Испания Болгария |
1080 741 1048 75 543 635 482 322 188 165 |
1022 983 973 927 834 585 504 265 250 224 |
176 170 31 72 76 585 176 7 24 34 |
53 457 737 43 646 27 129 189 202 156 |
732 235 60 775 9 402 136 14 6 17 [64] |
Данные
мым в Германию, часть из них впоследствии также эмигрирует. Польша, Китай и Турция — страны «челночного бизнеса». И в настоящее время существуют уже не закамуфлированные «шоп-туры» в эти страны. Что же касается Болгарии и Испании, то, в основном, эти страны туристами из России рассматриваются как релаксационно-познавательные объекты.