Предыдущая Следующая

В 1991 г. средний доход от одного иностранного гражданина при 7-дневном туре составил 430 долл. США. Поэтому прогнозировалось, что к 2005 г. доходы от иностранного туризма в целом по Российской Федерации составят 4250 млн долл. США, а по Москве — 2385 млн долл. США в ценах 1991 г. [54].

Что касается поездок граждан России за рубеж, то к 2005 г. их количество должно возрасти до 15,9 млн, что составит 10% от прогнозируемой Госкомстатом СССР численности населения РФ (в США в 1991 г. число выехавших за границу граждан составило 16% всего населения, а по СНГ аналогичный показатель составлял всего 3,8 %). А вот число зарубежных поездок москвичей должно будет составить к 2005 г. 2,5 млн, или около 25% населения столицы (число зарубежных выездов жителей европейских столиц: Парижа, Лондона, Брюсселя, Копенгагена и другие составляет от 40 до 60% жителей) [54].

Но чтобы добиться подобных показателей, была разработана специальная стратегия развития туризма в Москве, согласно ко-


торой прогнозируемый поток туристов нуждался в обеспечении достаточными материально-техническими и трудовыми ресурсами: гостиничной базой, предприятиями общественного питания, транспортными средствами, предприятиями досуга и развлечений, спортивными сооружениями, предприятиями торговли, выставочными площадями и сооружениями для проведения конференций, съездов, симпозиумов, продуктами питания высокого качества. Кроме того, необходима высокоразвитая городская инфраструктура, коммунальные услуги, аэропорты, дороги, парки, музеи, здания, театры и т.д.

Немаловажное значение для приема иностранных туристов имеет и подготовка кадров на уровне, соответствующем городским стандартам, организация рекламы и пропаганды города как туристского центра, обеспечение надежной безопасности туристов и правового регулирования в области туризма, а также развитие средних и мелких туристских и гостиничных предприятий.

По предварительным прогнозам, наибольшее развитие должны получить до 2005 г. следующие виды туризма:

деловой, включая конгрессный и интенсив-туризм;

культурно-познавательный;

по интересам (посещение театров, музеев, фестивалей искусств, спортивных мероприятий);

религиозный.

При этом одним из наиболее перспективных и высокоприбыльных сегментов рынка был назван конгрессный туризм. Около 20% деловых людей в мире путешествуют с целью участия в различных конгрессах и конференциях. В Москве для этих целей необходимо построить хотя бы один конгресс-центр. Например, в Сингапуре и Барселоне действует около десятка конгресс-центров, в Лондоне их расположено пять и т. п.

Исходя из концепции развития предполагалась реорганизация управления туризмом, создание системы государственных органов различных уровней. Международный опыт показал необходимость создания так называемого фонда туризма как в рамках города, так и в масштабах страны. Фонд должен формироваться за счет налогов, взимаемых с предприятий, занятых в сфере туризма, а также налога за проживание и использования в целях развития индустрии туризма. Именно за счет фонда должна финансироваться пропаганда города и создание его имиджа, защита и охрана окружающей среды и культурно-исторических памятников; разработка планов, проектов и программ, организация различных конкурсов; повышение квалификации.


Предыдущая Следующая