Предыдущая Следующая

                Лит.: Лукоянов П И., Зимние спортивные походы, 2 изд., М., 1988

ЗАХВАТЫ

веревочные узлы, приспособления и устройства, предназначенные для крепления к веревке (тросу) обвязки страховочной туриста, груза, а также для передачи усилия. 3. свободно скользят без нагрузки и автоматически фиксируют свое положение на веревке (тросе) при ее приложении или рывке. Применяются с целью создания точек опоры при движении по крутым или отвесным склонам, осуществления самостраховки, организации страховки, при транспортированных и спасат. работах. В качестве 3. используются разл. «схватывающие» узлы и приспособления (рис. 1), зажимы одностороннего действия без ручки (рис. 2) либо с ручкой – для удобства передвижения (рис. 3), зажимы двустороннего действия, допускающие свободное перемещение вдоль веревки в обоих направлениях (рис. 4), а также блок-тормозы  эксцентриковой,  клиновой  и рычажной систем (рис. 5). Для закрепления  на  тросе  применяют  тросовые и универсальные эксцентриковые зажимы (рис. 6).

В 80-х гг. разработаны и начали использоваться 3., конструктивно объединенные с фрикционными тормозными устройствами в единое спуско-подъемное устройство.

Рис.1. “Схватывающие” узлы и приспособления, используемые в качестве захватов : а – обмоточный узел; б – неравнобокий узел, в – клемма Салева.

Рис. 2. Зажимы одностороннего действия без ручки (зажим Горенчука): аоткрытое положение для закладки веревки; б – рабочее положение фиксации

Рис. 3. Зажим одностороннего действия с ручкой “Жумар”.

 

Рис. 4. Зажим двустороннего действия "Рыбка" (а – вид сбоку с заложенной веревкой в нейтральном положении; б – вид сверху).

Рис. 5. Блок-тормозы для организации страховки и подъема грузов: а – эксцентриковый; б – рычажный

Рис.6. Тросовый (а) и универсальный (б) зажимы.

ИЗМЕРЕНИЯ НА МЕСТНОСТИ

расстояний, высоты объектов, крутизны скатов, используют для картографирования, маршрутных съемок и др. целей. Расстояния измеряют шагами, по времени и скорости движения, на глаз и др. способами. Для определения длины шага известное расстояние (100 или 200 м) проходят ровным шагом неск. раз и находят ср. величину шага. На маршруте счет шагов ведут парами, отмечая в блокноте круглое число пар шагов (100,  200 и т. д.). С этой целью используют также шагомер. Ошибка при измерении расстояний шагами обычно не превышает  2 – 4%.

 

Рис. 1 Определение расстояния по угловым величинам предметов.

Пройденное расстояние определяют по затраченному времени и скорости движения, к-рую устанавливают на известном отрезке пути, а также по спидометру автомобиля, счетчику на велосипеде; иногда с этой целью используют ср. показатели скорости движения (км/ч): для пешехода без рюкзака – 5 – 6, с рюкзаком – 4,5 – 5. Ошибки измерений опытного наблюдателя при расстояниях до 1 км не превышают 10%, при больших (особенно в горах и в тундре) возрастают до 30 – 50%. Можно также определять расстояние по степени различимости предметов невооруженным глазом в зависимости от их удаленности: насел. пункты – 10 – 12 км; большие строения – 8; заводские трубы – 6; отд. небольшие дома – 5; стволы деревьев, столбы линий связи – 1 – 1,5; движения рук и ног идущего человека –  0,7; переплеты рам в окнах – 0,5; черепица на крышах, листья деревьев – 200 м; черты лица, кисти рук – 100 м; глаза человека в виде точек – 60 м.


Предыдущая Следующая