Лит.: Лукоянов П И., Зимние спортивные походы, 2 изд., М., 1988
веревочные узлы, приспособления и устройства, предназначенные для крепления к веревке (тросу) обвязки страховочной туриста, груза, а также для передачи усилия. 3. свободно скользят без нагрузки и автоматически фиксируют свое положение на веревке (тросе) при ее приложении или рывке. Применяются с целью создания точек опоры при движении по крутым или отвесным склонам, осуществления самостраховки, организации страховки, при транспортированных и спасат. работах. В качестве 3. используются разл. «схватывающие» узлы и приспособления (рис. 1), зажимы одностороннего действия без ручки (рис. 2) либо с ручкой – для удобства передвижения (рис. 3), зажимы двустороннего действия, допускающие свободное перемещение вдоль веревки в обоих направлениях (рис. 4), а также блок-тормозы эксцентриковой, клиновой и рычажной систем (рис. 5). Для закрепления на тросе применяют тросовые и универсальные эксцентриковые зажимы (рис. 6).
В 80-х гг. разработаны и начали использоваться 3., конструктивно объединенные с фрикционными тормозными устройствами в единое спуско-подъемное устройство.
|
Рис.1. “Схватывающие” узлы и приспособления, используемые в качестве захватов : а – обмоточный узел; б – неравнобокий узел, в – клемма Салева.
Рис. 2. Зажимы одностороннего действия без ручки (зажим Горенчука): а – открытое положение для закладки веревки; б – рабочее положение фиксации
|
Рис. 3. Зажим одностороннего действия с ручкой
“Жумар”.
Рис. 4. Зажим двустороннего действия "Рыбка" (а – вид сбоку с заложенной веревкой в нейтральном положении; б – вид сверху).
Рис. 5. Блок-тормозы для организации страховки и подъема грузов: а – эксцентриковый; б – рычажный
Рис.6. Тросовый (а) и универсальный (б) зажимы.
расстояний, высоты объектов, крутизны скатов, используют для картографирования,
маршрутных съемок и др. целей. Расстояния измеряют шагами, по времени и скорости
движения, на глаз и др. способами. Для определения длины шага известное
расстояние (100 или
|
Рис. 1 Определение
расстояния по угловым величинам предметов.
Пройденное расстояние определяют по затраченному времени и скорости
движения, к-рую устанавливают на известном отрезке пути, а также по спидометру
автомобиля, счетчику на велосипеде; иногда с этой целью используют ср.
показатели скорости движения (км/ч): для пешехода без рюкзака – 5 – 6, с
рюкзаком – 4,5 – 5. Ошибки измерений опытного наблюдателя при расстояниях до