Табл. 1. – Нормативы туристских маршрутов
Вид туризма |
Характеристика сложности маршрута |
Категории сложности маршрутов |
|||||
|
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Любой |
Продолжительность в днях (не менее) |
6 |
8 |
10 |
13 |
16 |
20 |
Пешеходный |
Протяженность, км (не менее) |
130 |
160 |
190 |
220 |
250 |
300 |
Лыжный |
|
130 |
160 |
200 |
250 |
300 |
300 |
Горный |
|
100 |
120 |
140 |
150 |
160 |
160 |
Водный (на гребных судах) |
|
150 |
160 |
170 |
180 |
190 |
190 |
Велосипедный |
|
250 |
400 |
600 |
800 |
1100 |
|
Мототуризм |
|
1000 |
1500 |
2000 |
2500 |
3000 |
|
Автотуризм |
|
1500 |
2000 |
2500 |
2500 |
3000 |
|
Спелеотуризм (кол-во пещер) |
|
5 |
4-5 |
1-2 |
1-2 |
1 |
|
° Уменьшение кол-ва пещер в более сложных походах предполагает увеличение технической сложности их прохождения.
Табл. 2.
Категория сложности горного маршрута |
Минимальная продолжительность похода, в днях |
Минимальное кол-во категорийных перевалов |
Максимально допустимое кол-во наиболее сложных перевалов ( при увеличенной продолжительности похода ) |
||||||
|
|
всего |
1А |
1Б |
2А |
2Б |
3А |
3Б |
|
1 |
6 |
2 |
2 |
|
|
|
|
|
1А не более 5 |
2 |
8 |
3 |
1 |
2 |
|
|
|
|
1Б не более 4 |
3 |
10 |
4 |
|
1 |
2 |
|
|
|
2А не более 4 |
4 |
13 |
5 |
|
1 |
1 |
2 |
|
|
2Б не более 4 |
5 |
16 |
6 |
|
|
1 |
1 |
2 |
|
3А не более 3 |
6 |
20 |
7 |
|
|
|
1 |
2 |
1 |
3Б не более 3 |
Табл. 3
Категория сложности маршрута в спелеотуризме |
Кол-во категорийных пещер (не менее) |
||||||||
|
Всего |
1А |
2А |
2Б |
3А |
3Б |
4А |
4Б |
5 |
1 |
5 |
3-4 |
1-2 |
|
|
|
|
||
2 |
4-5 |
|
2-3 |
1-2 |
|
|
|
||
3 |
1-2 |
|
|
|
2 или 1 |
|
|
||
4 |
1-2 |
|
|
|
|
2 или 1 |
|
||
5 |
1 |
|
|
|
|
|
1 |
Табл. 4.
Название тур. регионов |
Виды туризма |
|||
|
Пешеходный |
лыжный |
горный |
водный |
Кольский п-ов |
3 |
5 |
- |
4 |
Архангельская обл., Коми |
3 |
4 |
- |
4 |
Карелия, Ленинградская и Вологодская области |
3 |
3 |
- |
|
Средняя равнинная часть Европейской терр. Российской Федерации |
2 |
2 |
- |
2 |
Южная равнинная часть Европейской терр. Российской Федерации |
1 |
1 |
- |
2 |
Карпаты |
2 |
3 |
- |
3 |
Крым |
2 |
- |
- |
- |
Кавказ Западный |
4 |
|
5 |
3 (с элементами 4) |
Кавказ Центральный |
2 |
|
6 |
6 |
Кавказ Восточный |
5 |
- |
5 |
6 |
Закавказье |
4 |
5 |
3 |
4, 3 (с элементами 5) |
Урал Полярный |
4 |
6 |
- |
4 |
Урал Приполярный |
5 |
6 |
- |
4 |
Урал Северный |
3 |
4 |
- |
3 |
Урал Средний и Южный |
3 |
З |
- |
2 |
Западная Сибирь |
3 |
4 |
- |
3 |
Равнинные районы Средней Азии и Казахстана |
4 |
- |
- |
2 |
Памиро-Алай |
2 |
- |
6 |
6 |
Памир |
2 |
- |
6 |
6 |
Тянь-Шань Западный |
4 |
- |
4 |
6 |
Тянь-Шань Северный |
2 |
- |
5 |
6 |
Тянь-Шань Центральный |
2 |
- |
6 |
6 |
Алтай |
5 |
6 |
6 |
6 |
Джунгарский Алатау |
2 |
- |
4 |
6 |
Кузнецкий Алатау |
4 |
5 |
- |
4 |
Саян Западный, Тува Западная |
5 |
6 |
- |
5 |
Саян Восточный |
5 |
6 |
- |
6 |
Таймыр и плато Путорана |
6 |
6 |
- |
5 |
Центральные р-ны Красноярского края |
5 |
5 |
- |
5 |
Прибайкалье, Забайкалье, хребет Кодар |
5 |
6 |
- |
6 |
Хабаровский край, Приморье |
5 |
5 |
- |
5 |
Камчатка |
6 |
6 |
- |
4 |
Сахалин, Курильские о-ва |
5 |
- |
- |
- |
Якутия, Магаданская обл., Чукотка |
6 |
6 |
- |
5 |
Табл. 5.
Название районов и тур. регионов |
Виды туризма |
||
|
велосипедный |
автомототуризм |
спелеотуризм |
Прибалтика |
2 |
2 |
|
Украина (равнинные районы), Белоруссия, Молдова |
З |
2 |
|
Карпаты |
4 |
5 |
3 |
Крым |
3 |
2 |
4 |
Кавказ |
5 |
5 |
5 |
Средняя Азия и Казахстан |
5 |
5 |
5 |
Российская Федерация |
|
|
|
Европейский Север |
5 |
5 |
3 |
Центральная Россия |
3 |
3 |
|
Европейский юго-восток |
5 |
3 |
|
Урал |
5 |
5 |
3 |
Алтай |
5 |
5 |
3 |
Западная Сибирь |
4 |
5 |
2 (Саяны) 3 (Кузнецкий Алатау и Горная Шория) |
Восточная Сибирь и Дальний Восток |
5 |
5 |
1 |
Техн. сложность маршрутов любой категории предполагает определ. уровень типичных для каждого вида Т. препятствий, при этом для более высоких К. с. характерны препятствия более сложные, чем в маршрутах низших К. с. техн. трудность преодоления, разнообразие и характер препятствий в походе данной К. с. должны быть не ниже, чем для классифицир. маршрутов той же категории в данном р-не. Удлинение маршрута при неизменном характере препятствий не является основанием для повышения К.с. В зависимости от характера препятствий МКК определяет уровень квалификации и техн. мастерства участников похода, необходимый для прохождения данного препятствия при условии гарантированной безопасности.