Развитие туризма в
этот период происходило в соответствии с планами, выполнение которых было
обязательно. Планы разрабатывались на длительные сроки (5-Ю лет) и утверждались
высшими органами по туризму. Нормативные показатели планов, которые брались за
основу при развитии туристской индустрии и обслуживания, подлежали жесткому
контролю
Данный период характеризуется дальнейшим развитием социального туризма. Туризм
используется также как средство воспитательного воздействия на молодое
поколение. Так, например, в 1970-х гг. проводились всесоюзные походы и
экспедиции школьников и молодежи. Целями таких массовых туристских мероприятий
были воспитание патриотизма и экскур-сионно-краеведческая работа, спортивная
тренировка и закалка. Важную роль в развитии детского и школьного туризма в
1970-80-х гг. играли Центральная детская туристско-экскурси-онная станция и
Управление дальних путешествий Министерства просвещения СССР
В период 1980-х и до 1992 г. растет материально-техническая база
лечебно-оздоровительного туризма, появляются новые гостиничные комплексы в
крупных городах страны, получают распространение новые виды обслуживания -
семейный отдых и курсовочное лечение. При курсовочном лечении отдыхающие
проживали в квартирах и домах частного сектора, а курс лечения и оздоровления
получали в санатории. Было хорошо развито экскурсионное обслуживание,
осуществляемое сетью экскурсионных бюро (по стране их действовало свыше 900), и
рекреационное - на базе санаториев и домов отдыха. В 1985 г. туристские
организации предоставили обслуживание 38 млн человек, экскурсионные - 210 млн.
Наиболее высокие темпы ежегодного роста иностранного туризма в СССР (10 % при
среднемировом показателе - 5-6 %) приходятся на период 1976-80 гг.
Основные черты административно-нормативного периода:
- развитие туризма в условиях жесткого
нормирования и планирования;
- расширение географии туризма (Сибирь, Дальний Восток);
- концентрация рекреационного обслуживания в благоприятных
территориально-климатических зонах;
- распространение новых форм обслуживания (семейный отдых, курсовочное
лечение);
- формирование самой крупной и самой дешевой в мире базы социального и
самодеятельного туризма;
- создание научной основы изучения туризма;
- рост показателей иностранного туризма.
Этот период
развития российского туризма характеризуется переходом от административного
регулирования туризма к экономическому стимулированию, основанному на новых
российских законах, касающихся как предпринимательства и рынка в целом, так и
связанных с туристской деятельностью в частности.
Для переходного периода характерны следующие тенденции:
- переход от монопольного хозяйства к многоукладному (туристские предприятия
становятся собственностью разных владельцев);
- формирование туристского рынка на основе новых законов;
- использование туристских ресурсов в условиях рынка на основе новых
экономических и правовых отношений;
- изменение характера спроса в связи с появлением новых видов туристских услуг
(выездные шоп-туры - поездки с целью оптовых закупок, развлекательные,
приключенческие туры, изучение языка и т. д.);
невостребованность материальной базы туризма (гостиницы, пансионаты, дома
отдыха);
возникновение большого числа малых и средних туристских предприятий;
рост средних показателей выездного туризма, особенно с целью шопинга
В 2000 г. развитие туризма в РФ характеризовалось следующими направлениями:
дальнейшее развитие туристского рынка;
совершенствование соответствующей законодательной базы;
освоение новых технологий в гостиничном бизнесе;
разработка новых видов туристского продукта;
использование компьютерных систем бронирования и резервирования;
развитие образовательной и научной базы туризма;
создание российских туристских обществ;
появление монопольных структур на российском туристском рынке;
совместное ведение бизнеса с иностранными фирмами;
активизация продвижения туристского продукта на рынке.