Предыдущая Следующая

3.4. Административно-нормативный период (1970-1990 гг.)

Развитие туризма в этот период происходило в соответствии с планами, выполнение которых было обязательно. Планы разрабатывались на длительные сроки (5-Ю лет) и утверждались высшими органами по туризму. Нормативные показатели планов, которые брались за основу при развитии туристской индустрии и обслуживания, подлежали жесткому контролю

Данный период характеризуется дальнейшим развитием социального туризма. Туризм используется также как средство воспитательного воздействия на молодое поколение. Так, например, в 1970-х гг. проводились всесоюзные походы и экспедиции школьников и молодежи. Целями таких массовых туристских мероприятий были воспитание патриотизма и экскур-сионно-краеведческая работа, спортивная тренировка и закалка. Важную роль в развитии детского и школьного туризма в 1970-80-х гг. играли Центральная детская туристско-экскурси-онная станция и Управление дальних путешествий Министерства просвещения СССР

В период 1980-х и до 1992 г. растет материально-техническая база лечебно-оздоровительного туризма, появляются новые гостиничные комплексы в крупных городах страны, получают распространение новые виды обслуживания - семейный отдых и курсовочное лечение. При курсовочном лечении отдыхающие проживали в квартирах и домах частного сектора, а курс лечения и оздоровления получали в санатории. Было хорошо развито экскурсионное обслуживание, осуществляемое сетью экскурсионных бюро (по стране их действовало свыше 900), и рекреационное - на базе санаториев и домов отдыха. В 1985 г. туристские организации предоставили обслуживание 38 млн человек, экскурсионные - 210 млн. Наиболее высокие темпы ежегодного роста иностранного туризма в СССР (10 % при среднемировом показателе - 5-6 %) приходятся на период 1976-80 гг.

Основные черты административно-нормативного периода:

- развитие  туризма  в  условиях  жесткого  нормирования и планирования;
- расширение географии туризма (Сибирь, Дальний Восток);
- концентрация рекреационного обслуживания в благоприятных территориально-климатических зонах;
- распространение новых форм обслуживания (семейный отдых, курсовочное лечение);
- формирование самой крупной и самой дешевой в мире базы социального и самодеятельного туризма;
- создание научной основы изучения туризма;
- рост показателей иностранного туризма.

3.5. Переходный период (с 1990 г.)

Этот период развития российского туризма характеризуется переходом от административного регулирования туризма к экономическому стимулированию, основанному на новых российских законах, касающихся как предпринимательства и рынка в целом, так и связанных с туристской деятельностью в частности.

Для переходного периода характерны следующие тенденции:

- переход от монопольного хозяйства к многоукладному (туристские предприятия становятся собственностью разных владельцев);
- формирование туристского рынка на основе новых законов;
- использование туристских ресурсов в условиях рынка на основе новых экономических и правовых отношений;
- изменение характера спроса в связи с появлением новых видов туристских услуг (выездные шоп-туры - поездки с целью оптовых закупок, развлекательные, приключенческие туры, изучение языка и т. д.);
невостребованность материальной базы туризма (гостиницы, пансионаты, дома отдыха);
возникновение большого числа малых и средних туристских предприятий;
рост средних показателей выездного туризма, особенно с целью шопинга

В 2000 г. развитие туризма в РФ характеризовалось следующими направлениями:

дальнейшее развитие туристского рынка;
совершенствование соответствующей законодательной базы;
освоение новых технологий в гостиничном бизнесе;
разработка новых видов туристского продукта;
использование компьютерных систем бронирования и резервирования;
развитие образовательной и научной базы туризма;
создание российских туристских обществ;
появление монопольных структур на российском туристском рынке;
совместное ведение бизнеса с иностранными фирмами;
активизация продвижения туристского  продукта  на рынке.


Предыдущая Следующая