Современное понимание
роли туризма.
Несмотря на бурное развитие туризма в 1960-90-е гг., он до сих пор представляет
собой явление, значение которого не всегда должным образом оценивается в
политической, экономической и социальной жизни общества.
Сложившаяся в стране ситуация обусловлена важностью поставленных перед
обществом новых целей, которые должны учитывать определенные структурные
изменения социально-политического и экономического характера; необходимость
удовлетворения материальных потребностей и переоценки нематериальных ценностей.
Отмечая тенденцию к стабилизации мирового туризма, следует указать на важность
принятия серьезных мер по его рационализации в рамках Содружества Независимых
Государств (СНГ), его экономического и социального порядка. Такая рационализация
могла бы, с одной стороны, дать возможность обосновать будущее развитие туризма
на его реальных мотивировках, с другой - позволить суверенным государствам,
различным туристским организациям, государственному и приватизированному
секторам туризма осознать их ответственность за лурисгско-экскурсионную сферу и
обмены, выступающие как средство стабилизации, улучшения качества жизни и
достижения более сбалансированного межнационального развития.
Для России новые цели указывают на те пути, которые подсказывают иное развитие,
а отнюдь не корректировку сегодняшнего состояния. В их число входят: новые
модели разви-шя, управления и хозяйствования; эффективное использование -
подских ресурсов; повышение роли индивидуума и местных общин, региональных и
территориальных органов и предприятий туризма; преодоление финансовых,
экономических и социальных трудностей; дальнейшее расширение массового туризма;
организация новых форм проведения досуга; функции, которые государство должно
взять на себя; изменения в производстве и учете туристских услуг; разработка
новых моделей экономического управления и разнообразных форм и средств
туристского обмена; изучение концепций, касающихся заработной платы, доходов и
мотивации труда, гуманитарных и социальных связей, экологии; осуществление
программ технического сотрудничества с участием отечественных и иностранных
инвестиций и др.
Наблюдения и экспертные оценки современного состояния туризма во многих странах
показывают, что развитие иностранного туризма должно сопровождаться аналогичными
усилиями в содействии программам внутреннего (национального) туризма. В рамках
каждой страны внутренний туризм способствует более сбалансированному положению
национальной экономики благодаря перераспределению национального дохода, более
глубокому осознанию общности интересов и развитию видов деятельности,
благоприятных для экономики страны в целом.
При определении направлений социального, культурного и экономического развития
страны следует всесторонне учитывать национальную и международную туристскую
деятельность, являющуюся неотъемлемым компонентом необходимых преобразований, в
основе которых - полное и гармоничное развитие личности; равные права народов в
определении своей судьбы; право человека на уважение его достоинства и
индивидуальности; признание самобытности культур и уважение моральных ценностей
народов.
С учетом сказанного в условиях рыночных отношений туристским секторам
(государственному, социальному и приватизированному) необходимо уделять должное
внимание консолидации национальных сил в целях развития отечественного и
международного туризма и отдыха, основанного на широком использовании
различными слоями населения отпусков и путешествий, а также на передвижении
лиц, вызванном разными причинами, чтобы обеспечить упорядоченное развитие туризма
в гармоничной увязке с другими основными потребностями общества. Такой подход
дает возможность конкретнее выявить острые проблемы сегодняшней отечественной
туристской инфраструктуры .
Первая и очевидная проблема - нескоординированность уси-ndi по развитию
национального туризма. В результате - новый импульс к разобщению не только на
межотраслевом уровне, но и во внутриотраслевых структурах. Казалось, практика
подска-чывает многообразие форм управления и экономического регулирования
туристских потоков и обслуживания, но сложившиеся стереотипы управления
справедливо ассоциируются с единообразием, хотя за ним оскудение не только
приемов и методов управления, но и самого туристского продукта, сужение сферы
охвата населения туристскими мероприятиями.
Скрытая и явная борьба за приоритеты и лидерство в центральных структурах
должна уступить место более демократическим формам организации отечественного
туризма как в рамках национальных границ, так и на международном уровне.
Следующий аспект - это нищета управленческой культуры туризма, которая
порождает три отрицательных явления: ком-мерциализм, бюрократизм и
неравномерность в развитии возможностей для национального и иностранного
туризма в отдельных регионах и для основных социальных слоев и групп населения страны.
Новые вертикальные объединения могут и должны создавать свои цепочки услуг,
маршрутов, совместные предприятия, но ни к коем случае не имеют права на
отраслевом уровне разрешать создание новых предприятий, в том числе акционерных
или дочерних, или накладывать запрет на них. Это прерогатива самих инициаторов,
в том числе в системе социального туризма.
В зависимости от статуса члены акционерного общества пользуются кредитом банка,
научными разработками, учебными программами, стипендиями на обучение, льготами
на приобретение новых технологий, информационно-вычислительной техники и
программ обеспечения, уникальными отечественными и зарубежными проектами. Этот
же принцип определяет размер взноса в общество, степень и объем участия в
международных программах. За акционерным обществом остаются: организация
отраслевых вертикальных структур; руководство ими; методика определения
стандарта и класса обслуживания; сертификация, лицензирование и аттестация
туристских объектов, маршрутов, персонала; установление порядка выпуска и
реализации акций и других ценных бумаг, включая дорожные чеки и
финансово-кредитные документы.
Реализация и формирование туристского продукта, коммерческая деятельность,
контрактная работа с персоналом и его обучение, развитие туристской инфраструктуры
предприятия или общества являются абсолютной прерогативой производственных
единиц и хозяйств. Указанные предприятия и объединения сами должны определять
целесообразность создания региональных и межрегиональных комплексов, групп,
концернов, советов и других образований туристского профиля.
Только в этих условиях может быть создано цивилизованное объединение как
непосредственно туристских, так и социальных государственных, научных, учебных,
транспортных, строительных и других организаций для наращивания туристского
потенциала страны. Будучи оперативным распорядителем туристского имущества,
такое акционерное объединение, имея качественно новый статус, могло бы
превратиться практически в социально-государственную ассоциацию акционеров,
экономически и организационно не ущемляющую права и ответственность входящих в
нее ассоциаторов (акционеров).
Основные фонды должны находиться у первичного звена, их использующего и
воспроизводящего. Задача последующих по иерархии звеньев управления, если они
нужны первичному производственному звену, - совместные действия группы
предприятий и объединений, координация и эффективное использование этих фондов
в масштабе конкретной территории, наращивание оборотных средств, создание
туристской инфраструктуры на базе этих фондов. Все это и должно составить
процесс создания действительно необходимой всем туристской собственности.
Местная туристская инфраструктура неразвита: нет туристских столовых,
маршрутов, автопредприятий, профилакториев, центров досуга, особенно в местах
массового пребывания отдыхающих. Иначе говоря, задача ввести туризм в сферу
повседневного воспроизводства производительных сил человека, его физического и
нравственного оздоровления не решается в социальном аспекте, а следовательно, и
экономически. Социальная функция туризма должна решать экономическую и
социальную задачу новых форм туризма и реализовываться на базе основного,
первичного, звена производства услуг - на предприятиях и в учреждениях туризма
и вокруг них.
Развитие коммерческого интереса и предприимчивости тесно связано с интеграцией
и сотрудничеством с различными организациями, с возможностями малого бизнеса в
структуре действующих предприятий (гостиниц, ресторанов, центров досуга,
туристских клубов) и вокруг них. К сожалению, значительная продолжительность
«мертвого сезона» говорит о неумении организовать туристское предложение, циклы
рекреационных занятий (досуг и отдых) с учетом индивидуальных и групповых
sanpocoB потребителей.
Туристская грамотность профессиональных работников сферы отдыха и досуга -
наиважнейшая задача. В настоящее время разработаны предложения по непрерывности
обучения специалистов и персонала, включая проект формирования комплексного
научно-производственного центра с международными структурами. Суть проекта,
во-первых, в целенаправленном финансировании программ обучения и воспитания
квалифицированных работников. Источник здесь один - производственные затраты.
Но-вторых, - в последовательности обучения. Здесь необходимо различать
несколько уровней и ступеней: 1) профессиональную ориентацию (отраслевая
курсовая сеть, производственно-экономическая учеба, школы и семинары). Данный
уровень достаточно широко развит во всех подсистемах туризма, его следует
совершенствовать, регулярно обновляя программы обучения; ?-) подготовку персонала
и специалистов; 3) последипломное обучение, т. е. переподготовку и повышение
квалификации. Этот уровень также в основном должен реализовываться на
межотраслевом, или ведомственном, уровне, где ведущая роль должна принадлежать
головным институтам туристских ведомств.