Человек XX в.
создал науку управления в самом широком смысле этого понятия, обыденно
употребляемого в том числе и в актуальной проблематике современного туризма.
Сложилось много определений понятия «управление туризмом», используемых учеными
и практиками. Менеджмент представляется как сложная система взаимозависимых
предметов, ценностей, дисциплин и методов, развиваемых для преодоления
бесчисленных и различных по своей величине проблем, сложностей и
неопределенностей, которые присущи туристской деятельности. Постоянный поиск
все более эффективных управленческих решений, концепций и процессов для
обуздания стихийных последствий туризма выступает как соревнование со временем,
отчаянная схватка. Цена проигрыша - вымирание туризма. В то время как цена
победы может стать толчком в развитии туристской деятельности на более высоком
качественном уровне. Сегодня актуален именно научный подход к принятию
управленческих решений.
Некоторые менеджеры высшего звена управления имеют тенденцию затрагивать
проблемы человеческой справедливости, философских ценностей и других
бесчисленных элементов управления. Исходя из этого акцент в данной главе сделан
на стратегию, нежели на собственно науку управления. Выбор сделан, конечно,
преднамеренно и легко объясняется.
В то же время очевидно растущее беспокойство размышляющих менеджеров о том, что
проблема может постепенно приближаться к научному завершению всего
управленческого спектра туризма. И в этом смысле важно выявить две различные
реальные опасности.
С одной стороны, возрастает вероятность, что образ управления как
профессиональной карьеры начинает терять свою ат-трактивность среди наиболее
способной молодежи. Одна из причин - недостаток человеческого участия. Молодые
люди видят в менеджменте систему увеличивающейся безликости, т. е. состояния,
когда невидимый монстр выбрасывает запрограммированное решение, которое
подчиняет живое существо (человека) системе. Такая реакция думающих людей в
данном случае явно искажена.
Становится очевидным, что даже в XXI в. качество управления будет зависеть от
личностных качеств менеджера. Видение ситуации, честность, справедливость,
другие социальные и моральные ценности - все это по-прежнему будет необходимо в
управлении. Даже сегодня это является общим знаменателем для устойчивых и
процветающих туристских организаций. Жизнеспособность каждой организации,
которая на протяжении долгого периода демонстрирует свой успех, напрямую
связана со способностями людей. Нет будущего у науки управления, если эта связь
слаба.
С другой стороны, исключительный размах научного осмысления методов управления
таит в себе опасность непосредственно для практиков-менеджеров. Расширение
универсальности новых методов управления ведет к тому, что для многих
менеджеров появляется тревожная тенденция стать собственно пленниками этих
методов вместо использования их в качестве инструментария действия.
Управленческие методы станут в действительности более специализированными, ибо
само по себе управление как функция - общая основа любого процесса.