Рис. 5.2. Схема исходной дифференциации туристского рынка
Туризм - это моншая
индустрия, включающая в себя разнообразные виды предпринимательства. В области
туристского обслуживания находят свое применение многие предприятия,
организации и фирмы. С точки зрения статистики туристских предприятий виды
предпринимательства в туризме можно представить в виде следующей схемы (рис.
5.3).
Рис. 5.3. Система предпринимательства в туризме
По мнению
специалистов, наибольшее влияние на развитие туризма оказывают: гостиничный
бизнес, транспорт, туристские агентства, туроперейтинг и глобальные
компьютерные системы бронирования и резервирования (ГКС).
Гостиничные предприятия являются как бы базой любого туристского продукта.
Размещение всегда входит в пакет (набор) услуг, какими бы ни были путешествие
или отдых. Так уж устроен человек, что раз в сутки он должен отдыхать, должен
иметь ночлег в месте пребывания. Эти основные услуги и оказывают гостиничные
предприятия разного типа и уровня обслуживания. Поэтому наличие гостиничных
предприятий в том или ином регионе, туристском центре значительно влияет на
возможности приема туристов. Кроме того, уровень и стандарты гостиничного обслуживания
в значительной степени оказывают влияние на стандарты обслуживания туристов в
целом.
Транспорт также является неотъемлемой частью любого путешествия, так как оно
подразумевает перемещение в пространстве. Транспорт значительно облегчает и
помогает этим перемещениям. Современный транспорт дает огромные возможности
туристам перемещаться во время путешествия на любые, даже самые дальние
расстояния, в довольно короткие сроки. Транспорт необходим и для экскурсионных
целей, и для трансфера. Возможности транспорта как по доступности регионов, так
и по частоте рейсов, уровню и качеству обслуживания оказывают влияние на
развитие туристских потоков.
Туроперейтинг собственно туристское предприятие, ставящее своей целью
формирование туристского продукта и продвижение его к потребителям. Возможности
оптового туропе-рейтинга оказывают влияние на распространение туристского
предложения, на возможности его выбора, на конкурентные стандарты качества
обслуживания туристов.
Туристские агентства - предприятия по продаже туристских продуктов, туристские
магазины. От их возможностей, компетентности и надежности в значительной
степени зависят выбор потребителей, а значит, и возможности по продажам всех
других участников туристского рынка.
ГКС - глобальные компьютерные сети (системы бронирования и резервирования)
стали внедряться на туристский рынок в массовом порядке с начала 90-х гг. XX в.
Они в значительной степени могут стать альтернативным каналом продаж
туристского продукта. Уже имеются исследования специалистов по туризму,
прогнозирующие завоевание такими сетями значительной части рынка туроператоров
и турагентов. Однако те же специалисты считают, что туроператоры и турагенты
найдут свою нишу и останутся на рынке в качестве специализированных предприятий
и консультационных пунктов продаж. При этом уже сейчас несомненным вкладом
компьютерных систем в туризм являются ускорение информационных потоков и
расширение возможностей выбора и бронирования.