Туризм в конце XX
в. стал полностью международным и интернациональным. Этому способствуют два
взаимообусловленных фактора: с одной стороны, чтобы получить большую выгоду,
увеличить доходность туристского предприятия, фирмы расширяют географию
путешествий по всему миру; с другой стороны, для того чтобы быть рентабельным,
туристский бизнес должен быть инвестирован на международном уровне.
Хорошим примером взаимообусловленности этих двух факторов может служить
круизный бизнес. Круизы совершаются по морям и океанам, т. е. между странами, и
являются международными поездками. География круизных туров все расширяется
(Аляска, Филиппины и Малайзия, район Тихого океана и т. д.). В то же время, для
того чтобы удержаться в этом виде бизнеса, компания должна быть интернациональной
и иметь материальную базу в различных странах и регионах. Например, крупные
круизные туроператоры «Р & О» и «Ройал Кариббеан» являются именно такими
компаниями («Роял Кариббеан» владеет даже одним из островов в Карибском море,
используя его для круизных остановок).
Такие же примеры можно привести и в сфере гостиничных корпораций, и в
агентско-операторском бизнесе («Холидей Инн», «Нур-туристик» и др.).
В региональном смысле туристский рынок развивается неравномерно. Обычно
выделяют следующие туристские регионы: Европа, Америка, Восточная Азия и район
Тихого океана, Африка, Ближний Восток, Южная Азия. Почему такое
непропорциональное разделение мира на регионы? Неравные территории выделяемых
районов не позволяют проводить сравнительную характеристику. Этой цели и не
преследуется, так как нельзя сравнивать столь разные по ресурсам и развитию
регионы. Можно сравнивать только развитие туристского движения. Отдельной
строкой выделяются значимые по туристскому приему и росту туристского движения
регионы. Например, в последние 10 лет прирост туристских прибытий и рост
туризма неизменно и с большим успехом показывают такие регионы, как Ближний
Восток и Южная Азия. При своей сравнительно небольшой территории у них довольно
серьезные объемы туристского обслуживания, что вызывает интерес статистиков,
специалистов по туризму, маркетологов и предпринимателей.
Исторически сложилось так, что туристская индустрия зародилась в Европе. Она и
сегодня является одним из наиболее посещаемых регионов. Кроме исторических
предпосылок этому способствует также и то, что социально-экономические условия
развития Европы намного опережают условия в странах других регионов. А ведь
известно, что массовое развитие туризма возможно только тогда, когда общество
достигает определенного уровня социально-экономического развития как в технике
и технологии, так и по уровню жизни населения.
В настоящее время другие туристские регионы развиваются также достаточно
активно и показывают высокие темпы роста туристского движения.
Согласно статистическим данным Всемирной туристской организации на протяжении
последних десятилетий наблюдается постоянный рост объемов международного
туризма. В среднем мировой туристский бизнес возрастает на 3-4 % в год,
несмотря на происходящие время от времени мировые и региональные кризисы.
В целом развитие и рост туризма в мире в конце XX в. и начале XXI в. можно
признать устойчивым. И хотя в 1997-1998 гг. наблюдался некоторый спад роста
туристского движения, объясняющийся рядом экономических кризисов, произошедших
в Азиатском регионе, тем не менее количество путешествующих туристов возрастает
в среднем на 4 % в год.
В последние годы просматриваются опережающие темпы роста туризма в таких
регионах, как Африка (9% в 1999 г.), Ближний Восток (17,5%), Восточная Азия и
Тихоокеанский регион (8,5 %), при довольно низких темпах прироста в Европе (1 %
в 1999 г.). При этом Европа сохраняет за собой первенство по количеству
посетителей (385,9 млн человек в 1999 г.).
Такая тенденция создает объективные условия для все ярче проявляющейся в
последнее время межрегиональной конкуренции, когда появление новых курортов с
завышенными стандартами обслуживания заставляет старые туристские регионы свои
стандарты подтягивать, искать новые качественные пути конкурентной борьбы за
приезд туриста в регион. Таким образом появляются новые курорты, а стандарты
обслуживания постоянно повышаются.
В целях привлечения дополнительных потоков туристов каждый регион, курорт
старается создать для туристов наилучшие условия для отдыха и путешествий,
чтобы туристы чувствовали себя, «как дома». Немаловажную роль здесь играет
доступность информации для туристов как в каталогах, так и в местах отдыха и
путешествий (стенды, указатели, обозначения объектов и т. д.).