Территориальная
возможность путешествий в первых веках нашей эры значительно расширилась
благодаря завоеваниям и открытиям земель путешественниками из стран с более
высокой цивилизацией. Арабы, проживавшие на Аравийском полуострове, с V в. стали
распространять свою власть и религию (ислам) на территории современных Ирана,
Туркестана, Сирии, Палестины, Северной Африки. Арабские купцы плавали по всем
морям Старого Света, кроме северных, освоили Южную и Центральную Азию,
Восточную Европу. Известным арабским путешественником был купец Сулейман из
Басры. Он оставил записи (851 г.) о своих маршрутах и местах посещений. На
рубеже IX-X вв. путешествие по Восточной Европе и Передней Азии совершил
арабский писатель Ибн-Даста. В X-XIV вв. совершались путешествия арабов в
Египет, Среднюю Азию, на Ближний и Средний Восток, Кавказ, в Африку - до
Мадагаскара включительно. Арабские путешественники внесли весомый вклад в
историю освоения новых земель, проложили и описали важнейшие торговые пути,
способствовали сближению азиатской и европейской цивилизаций. Одним из
выдающихся арабских путешественников XIV в. был купец Ибн-Батута (1304-1377
гг.). Он посетил Египет, Сирию, пограничные области Малой Азии, Ирак и Западную
Аравию, Китай, Испанию, Индию, Цейлон. Его книга «Путешествия Ибн-Батуты»
переведена на европейские языки.
В азиатских землях путешественникам предоставляли ночлег, еду и проводников. В
Индии и Китае существовали сети дорог с местами для ночлега и приема пищи.
Функцию документов зачастую выполняли устные или письменные рекомендации от
лиц, побывавших ранее в этих местах, или от тех, кто посетил родину
путешествующего человека.
Первенство освоения и изучения северных земель принадлежит норманнам. Начиная с
IX в. они осваивали побережье Балтийского моря, заходили в Рижский и Финский
заливы, по древнерусским торговым путям пробирались до Черного моря, а затем в
Византию. Восточными славянами был освоен знаменитый торговый путь «из варяг в
греки», соединявший Черное и Балтийское моря.
Наиболее массовое перемещение людей в средневековой Европе происходило во
времена крестовых походов (1096-1270 гг.). За рыцарями-завоевателями следовали
купцы, священники, паломники и нищие. Несмотря на завоевательную суть походов,
они имели положительный эффект в создании предпосылок последующих взаимных
путешествий между западными и восточными государствами.
Большая часть средневековых путешествий была связана с передвижением паломников
к святым местам. Материальная культура античности рассматривалась церковью как
греховное наследие, подлежащее забвению и разрушению. В XV в. в Риме уже почти
никто не помнил о сохранившихся скульптурных и архитектурных памятниках
античных времен. Одна из шести основных заповедей христианства гласит:
«Блаженны нищие духом, ибо их есть царствие божие», что означает отрицание
богатства, непривязанность человека к материальному миру. Культура и быт
средневековья были пронизаны религиозным духом, поэтому ценность имели лишь
путешествия, осуществлявшиеся с духовными целями. Основными центрами паломничества
стали Рим (могила св. Петра) и Палестина. В IX-X вв. посещение захоронений
христианских святых распространилось на другие территории (Испания,
Сицилия, юг Италии). После завоевания Палестины мусульманами паломничество
христиан резко сократилось. Но постепенно развитие дипломатических отношений с
мусульманским правительством дало возможность заключать договоры, разрешающие
беспрепятственное движение христиан к святым местам. Посещение этих мест стало
выгодно властям, так как с паломников брали плату за перемещение по территории
страны и посещение самих святых мест. Паломников даже снабжали
сопроводительными записками, имевшими значение путеводителей и рекомендательных
писем.
В период средневековья вследствие частых войн, жизненной неустроенности,
нищеты, феодальной зависимости широкое распространение получило не только
паломничество, но и бродяжничество. По дорогам постоянно передвигались как
крупные феодалы с вооруженной свитой, представители высшей власти,
преследовавшие государственные и личные деловые цели, так и группы бродяг,
состоявшие из поэтов, актеров и певцов. Особые группы составляли люди,
путешествовавшие в поисках заработка и с целью обучения наукам и ремеслам.
Путешественники перемещались группами, так как вероятность нападений
разбойников была достаточно велика. С появлением в Европе крупных университетов
в них из разных мест направлялись будущие студенты. С ростом числа
университетов (в конце XV в. в Европе их насчитывалось 75) такого рода
путешествия стали распространенным явлением. К этому времени сложилась сеть
постоялых дворов, имевших не только яркие вывески, но и гербы, изображения
которых устанавливались на высоких столбах. Интерьеры гостиниц были просты:
столы, скамьи (иногда стулья), полки для посуды. Для отопления использовались
камины.
Таким образом, в средние века как европейцами, так и жителями азиатских стран
совершалось множество путешествий с целью посещения неизвестных земель. В
результате было освоено множество территорий, проложены новые пути. Характер
путешествий изменился, хотя некоторые из мотивов остались прежними (обучение,
деловые пое к)ки). Особую актуальность в странах Европы приобрели паломничество
к христианским святыням и путешествия с образовательной целью, сформировавшиеся
впоследствии в определенные виды туристских услуг. В средние века закладываются
основные элементы инфраструктуры туризма: дороги, постоялые дворы, харчевни,
проводники и переводчики.