· Контроль жизненных циклов всей туристской продукции по всей торговой линии: во-первых, планирование новых улучшенных предложений и сокращение торговой линии и, во-вторых, распределение денег и персонала между существующими туристскими продуктами и пакетами туров согласно возможностям получения прибыли с учетом всех составных звеньев жизненного цикла;
· Контроль жизненного цикла по каждому отдельному продукту с целью выявления дополнительных прибылей.
Опыт подсказывает, что существуют возможности для рыночного
регулирования процессом изменения формы и продолжительности жизненного цикла
каждого отдельного продукта на всех стадиях, исключая последнюю. Например,
период представления турпродукта может быть сокращен за счет увеличения
рыночных расходов и обеспечения более быстрого сетевого распределения. В следующей
фазе рост может быть ускорен, а продажи и прибыль могут перескочить на более
высокий уровень за счет использования, положим, дополнительных рынков,
стимулирования расширения перечня услуг или увеличения рекламы и распродаж,
короче, за счет более эффективно спланированной и осуществленной рыночной
стратегии.
Стадия зрелости обычно предлагает менеджерам по маркетингу самые широкие
возможности изменять форму и продолжительность жизненного цикла продукта.
Насколько продукт приближается к стадии исчезновения, поскольку он заменяется
более лучшим предложением, или потребности покупателя меняются коренным
образом? Или только кажется, что стадия стагнации приближается в силу того, что
рыночное регулирование достигло необходимого спроса потребителя по причине
лучшего владения конкурентами искусством маркетинга? Вопрос будет находиться в
стадии критики до тех пор, пока предполагаемая стадия зрелости будет вводить
менеджера в заблуждение. Радикальные меры могут достаточно влиять на период
молодости продукта благодаря смене перечня услуг, внешним изменениям,
переоценке, увеличению количества каналов распространения или изменению
комбинаций рыночной стратегии. Как показывают, например, меры по активизации
туристских возможностей г. Сочи и всего Черноморского побережья России,
успешное "воскрешение" продукта требует меньших затрат на управление
и вложений фондов, чем новый продукт.
Конечно, это не всегда возможно. Стадия зрелости для некоторых туристских
продуктов ускоряется из-за изменений привычек потребителя или из-за появления
улучшенного продукта. В этом случае определяют, когда сократить время на
регулирование и инвестиции, отдав преимущество новому, более
конкурентоспособному, продукту. Это ключевые особенности при принятии рыночных
решений.
В конце концов, в стадии стагнации рыночная эффективность начинает почти
полностью зависеть от знания того, когда надо сократить жизнь продукта, который
со стороны управления требует большей доли внимания, чем прибыль, которую он
приносит.
Контроль жизненного цикла
Успех нескольких лидирующих компаний в управлении развития жизненного цикла как
каждого отдельного продукта, так и всей массы туристских предложений может
стать огромным импульсом эффективного управления. Рассмотрим эти примеры.
Подгоняемые технологическими изменениями в области бронирования и оформления
транспортных документов для все увеличивающегося потока туристов, туристские
компании все более осваивают и участвуют в новых информационных системах,
например Galileo, Sabre, Amadeus, Gabriel, Сирена и др. За последнее время
(10-15 лет) эти системы приобретают транснациональный характер, конкурируя
между собой, ведут к глобальному перераспределению туристских потоков. Сегодня
практически нет ни одной крупной туристской компании, которая бы не осваивала указанные
системы в сочетании с Internet, Жизнеспособность туристских компаний, как и их
набор услуг и туров, фактически зависит от квалификации и умения персонала
пользоваться данными системами. Появление улучшенных систем бронирования
повлияло на продажу не только отдельных туров или пакета маршрутов, но и всего
каталога предложений, которыми располагают крупнейшие туроператоры, например
"American Express" (США), "Delta" (США),
"Nekkerman" (ФРГ), "Vagon Lee Cook" (Франция),
"Medeterian Club" (Франция) и др.
Итак, эффективное регулирование жизненным циклом может быть найдено в контроле
жизненного цикла всей массы туристского предложения. Признав стадию зрелости
информационных систем, Internet начал развивать локальные и региональные
подсистемы включения новых пользователей. Ныне, лидируя по числу пользователей,
благодаря изменению формы жизненного цикла информационного обеспечения туризма,
Internet также обеспечил рост другим новым туристским продуктам, увеличивая тем
самым их торговую массу.
К середине 80-х гг. Ленинградский Совет по туризму и экскурсиям (ныне
Петербургский Совет по туризму) добился прочной позиции на рынке туризма. Но
общий рынок спроса развивался быстрее, чем предполагал Совет по туризму.
Представив на рынок сбыта первый пакет туристских поездок на Кипр, в Турцию,
ОАЭ, Египет, Совет по туризму нашел путь к резкому росту туризма. Это помогло
ему обойти многие другие турфирмы на целое пятилетие в 90-е гг. Таким образом,
Совет по туризму изменил жизненный цикл новой туристской продукции. Его доля
рынка в туризме в северо-западном регионе России серьезно утвердилась, в то
время как спрос на предложения других аналогичных организаций региона вошел в
стадию стагнации, уменьшаясь в среднем на 15 % в год.
Другое изменение жизненного цикла продукта было на счету у этого же Совета на
рынке гостиничных услуг. Здесь Совет предоставил широкий ассортимент новых
видов обслуживания. Продажа основывалась на трех принципах: