1. Новый и улучшенный продукт или процесс обслуживания (усовершенствования) могут быть измерены качеством, сокращением материальных затрат и т. д. Отелю "Holiday Inn" в Афинах, вероятно, не составит особого труда оценить эффективность обновления отеля и повышения качества обслуживания, так как учтены все расходы.
2. Новое применение для старых объектов. Для показа туристам часто используют различные объекты, первоначально созданные для иных целей, что приносит немалый доход.
3. Замена туристского продукта в целях использования имеющихся средств производства и обслуживания.
4. Патенты, дающие конкурентные преимущества.
5. Другие лицензии ноу-хау.
6. Чистый доход от применения исследования.
7. Повышение квалификации менеджеров и персонала.
8. Выгодное распоряжение побочными продуктами. Так, на Мальдивских островах, например, места для купания подвергаются регулярной очистке от раковин и кораллов, которые в свою очередь пользуются высоким спросом у туристов в качестве сувениров, принося доходы стране.
9. Ценная информация для продвижения и применения продукта. Во многих случаях эти выгоды измеряемы. Они рассчитываются из отношения R&D к предполагаемым продажам.
R&D-расxоды
заслуживают особого внимания. Вероятно, самой обычной причиной неудачи в
планировании нового турпродукта или процесса обслуживания является отказ
высшего руководства понять, чем следует заниматься отделу исследований.
5. Сотрудничество науки и руководства.
Ученые различных сфер не всегда хорошо работают вместе. Коммуникационные каналы
между руководством и исследователями также зачастую бывают неясны; стандарты
последовательного выполнения и механизмы контроля не всегда бывают установлены.
Особенность туризма состоит в том, что здесь очень широко применяется
международное сотрудничество. Туристам из разных стран с различными культурами,
традициями, манерами поведения необходимо понимать друг друга и приходить к
совместным решениям. Управление технологиями - достаточно сложный процесс даже
в пределах одной страны - представляет огромное множество трудностей, когда
предпринимателям и ученым нескольких государств приходится работать вместе. Нет
никакой гарантии гармонии, но если их цели будут достаточно тщательно
определены и согласованы, многонациональные исследования и разработки имеют все
шансы на успех. Доказательство этого - сотрудничество туристских объединений и
корпораций в рамках Всемирного форума по туризму (1992 г., Акапулько, Мексика),
а также деятельность других международных объединений и ассоциаций в сфере
научного туризма и технологий.
Эффективное сотрудничество исследователя и руководителя является средством
достижения наибольших возвращений от инвестиций и технологий.
Высшее руководство должно понимать цели и устремления каждого ученого, который
ищет прежде всего для самой компании необходимое преимущество. С одной стороны,
исследовательские результаты будут определяться во многом как конкретная отдача
от использования науки. Исследователи должны оцениваться по равным критериям,
независимо от их положения. Они должны быть освобождены от каждодневных проблем
фирмы и в то же время не должны быть изолированы от ее общих целей. С другой
стороны, персонал отдела исследователей и развития интересуется, главным
образом, весьма определенными общими целями. Это их задача - добиться
уверенности в том, что компания никогда не будет отставать. Их мысли должны
быть заняты продуктами и рынками.
Потребность туризма в эффективном сотрудничестве R&D, политики и маркетинга
достаточна велика. В туристских организациях представлена значительная доля
технических премудростей, которые крайне необходимы и для персонала, в том
числе и отделов по маркетингу. Они - отделы - должны иметь полное представление
о технологиях и результатах от их внедрения. В туристских фирмах, где такая
взаимосвязь велика, технологическое воздействие оказывает влияние фактически на
каждого исполнителя. Без тщательного контроля над процессом предоставления
услуг в рамках одной задачи всегда проявляется опасная тенденция перенесения
ответственности с одной функции управления на другую. Поэтому в турфирмах, где
велика взаимосвязь, понимание значимости технологий должно быть свойственно
каждой части бизнеса. Гибкая структура управления с использованием системы
быстрой обратной связи особенно необходима.
Управление технологиями и их контроль неизбежно будут усложнять структуру
руководства, создавая новые, более высокие ступени управления. Компаниям, не
готовым к возрастающему потоку технологических новшеств, важно осознать их
истинное значение, иначе они могут оказаться уязвимы в будущем.
Стратегия технологических основ бизнеса
Были исследованы параметры технически интенсивных видов бизнеса и их
воздействие на стратегические, административные и управленческие проблемы
высшего менеджмента. Рассмотрим воздействие этих характеристик на
стратегический вопрос: синхронизацию проникновения технологически интенсивных
организаций во вновь формируемую среду туризма. Варианты можно сгруппировать в
четыре главные стратегии маркетинга, исходя из того, что большинство компаний
старается или вынуждено адаптироваться к требованиям различных рынков или
технологических систем.
"Рынок первичен" -
стратегия основана на сильной про грамме R&D,
техническом руководстве и риске.
"Вслед за лидером" -
стратегия основана на сильных ресурсах разработки и способности реагировать
быстро, поскольку рынок входит в фазу роста.
"Прикладное проектирование"
- стратегия основана на модификации турпродукта согласно требованиям отдельных
заказчиков в развивающемся рынке.
"Я тоже" - стратегия
основана на эффективности туристского воздействия и управлении издержками.
Каждая из этих стратегий имеет различные преимущества и недостатки в
изменяющихся конкурентных ситуациях. Умный, деловой выбор и следование правилам
соответствующей стратегии обычно значительно укрепляет положение компании перед
лицом конкурентов.
"Рынок
первичен". Это рискованная, но потенциально выгодная стратегия,
для которой характерно: