1.2. Интеграция предпринимательских структур как фактор
роста эффективности туризма
За последние годы тенденция к созданию все более крупных предпринимательских объединений посредством присоединений и приобретений стала всемирным феноменом.
В 1994-1997 гг. более 20 зарубежных транснациональных туристских компаний и
гостиничных цепей произвели закупку российских туроператоров и турагентств,
авиакомпаний, а также создали смешанные туристские учреждения на сумму более
500 млн долл. К 1998 г. эта сумма стала еще большей. В 1998 г. предполагается
дальнейший рост концентрации туристского и гостиничного бизнеса в России
усилиями зарубежных инвесторов. Затраты составят примерно 10 процентов от суммы
оттока средств в пользу западной экономики и ожидаются в размере до 20 млрд
долл. США, т. е. на 30 процентов больше, чем в 1997 г. Затруднений на пути
усиления концентрации множество, при этом не вызывает сомнений, что число
слияний корпораций в России, как и во всем мире туристского бизнеса, будет
продолжать увеличиваться в большом объеме.
Успех или неудача?
Насколько успешными в условиях возрастания прибыли должны быть такие слияния? Оглядываясь на прошлый опыт, ожидаемый ответ должен быть: "Не очень". Наблюдатели по-разному оценивают данную ситуацию.
Только один из четырех экономических союзов ("браков") в мире туризма
практически может достигнуть первоначально ожидаемого успеха. Современным
аналитикам открывается несостоятельность для России складывающейся практики
"купли-продажи" отечественного туристского достояния.
Не только российская, но и мировая тенденция туристского бизнеса показывает,
что никто не может определить действенный результат объединения или
приобретения на уровне национальной экономики. Ясно, что с позиции общих
интересов такое слияние является эффективным, если в нем заинтересованы все
участники туристской экономики. Любое объединение или приобретение, когда
ожидаемые результаты не осуществлены, означает неправильное употребление активов
и основных средств, т. е. расходование скудных людских ресурсов, капитала и
оборудования проведено ошибочно.
Почему происходит такая неудача? Можно привести достаточное число причин:
непродуманный выбор, неясные цели, некомпетентное управление, неизученные
обстоятельства. Но более общая и, возможно, основная причина - в плохом
организационном переплетении новой компании со старой. Слишком часто компании
или предприятия видят возможный потенциал приобретения единственно с позиции,
какая при этом выгода теоретически может быть получена. Очень часто они
осознают, что поддержание надежд на выгоду может потребовать больших
организационных перемен, и что нынешнее руководство столкнется с целым
комплексом сложностей и трудных проблем.
Выгода эффективной интеграции организационных и хозяйственных структур туризма
может быть велика. И зависит она от понимания причин, устраняющих
организационные проблемы, а также от попыток выработать линию поведения при
разрешении предполагаемых проблем.