1. Качественная формулировка цели или серии целей, достигаемых компанией, дочерним предприятием, отделом, департаментом или какой-либо вовлеченной организационной структурой.
2. Основательное изложение всех возможных альтернативных путей достижения заявленных целей, взвесив каждый довод за и против и окончательно выбрав специфический курс.
3. Утверждение всех действенных мер, требуемых для выполнения избранного курса с четкой расстановкой индивидуальной ответственности за их выполнение с определением даты по исполнению каждого мероприятия.
4. Утверждение финансовых показателей всей программы действий, т. е. бюджета, чтобы показать доход, капитал, движение наличности и прибыль всего плана.
Это четыре главных элемента базового плана управления. Члены правления,
однако, редко получают и изучают управленческий план своей компании в деталях,
а зачастую они вообще не видят этот план по простой причине - его отсутствия.
Часто они действительно должны одобрить эти бюджеты, составленные по той или
иной форме. Но пока эти бюджеты не дополнены другими элементами плана, они
могут быть незначительными в качестве основы для эффективного контроля.
Для эффективного контроля необходимо три момента: 1) соответствующее знание
управленческих предложений, т. е. возможность наблюдать и подвергнуть
рассмотрению данный план в деталях перед тем, как запустить его в дело; 2)
своевременная информация по управленческому докладу о выполнении плана и действительно
достигаемых результатах в сравнении с плановыми показателями; 3) способность
усомниться в отклонении от плана и, если необходимо, вмешаться, когда
управление неспособно выправить план на определенный курс.
Это достаточно упрощенное описание, означающее эффективное управленческое
планирование, наличие информации и системы контроля. Некоторые компании
частично обладают такой системой (т. е. заработная плата и бюджетное
финансирование), но отдельные компании имеют полную интегрированную развитую систему.
Одна из самых важных функций правления заключается в уверенности, что такая
система развивается и внедряется в деятельность и что она используется в
качестве инструмента эффективного контроля.
Выработка главных решений. Пятая
функция правления -выработка решений по вопросам, которые не могут или законно
не могут быть переданы кому-либо. В целом эта функция более понятна и лучше
исполняется, чем процедуры первых четырех. Возможно, потому, что полномочия по
разработке решений установлены в ходе многолетней практики. Но данная роль
принятия решения не всегда хорошо выполняется. Многие правления проигрывают по
двум специфическим причинам.
Во-первых,
даже если правление имеет намерение делегировать определенные оперативные
решения исполнителям и менеджерам-направленцам, то члены правления часто не
делают этого на практике. Многие члены правления не поддерживают замысел
вовлечения их в дела, это касается подчиненных менеджеров, плохо исполняющих
как решения правления, так и свои обязанности.
Основная причина - в недостаточно определенных организационных полномочиях,
недостатке нужной информации и системы контроля, которая позволила бы правлению
практиковать "делегирование без сложения полномочий", а также в
недостатке доверия старшим менеджерам-направленцам.
Во-вторых,
большая слабость в деятельности многих правлений по выработке решений
заключается в том, что принимаются важные решения, полностью не соответствующие
полученной информации. Это, как правило, происходит там, где нет четко
сформулированных целей, стратегии, планов, или не существует принципов
(политики) обеспечения рамок решения, или где соответствующий штат не способен
провести исследования и анализ, что весьма существенно для достижения
серьезного решения.
Наконец, многие правления по своему составу так сориентированы на конкретные
операции, что им не хватает времени идти в ногу с технологическими,
экономическими, политическими и другими внутренними обстоятельствами развития.
Для улучшения своей исполнительной роли при принятии решений многим правлениям
необходимо более четко определить, какое решение должно быть выработано ими
самими, а какие права должны быть переданы.
Структура и состав правления
Рассмотрим, как правление должно быть организовано для выполнения им своей
основной функции - собственно управления. Существует некоторая договоренность
среди компаний по "оптимальной" структуре правления. Одной из причин
этого является широкая вариантность в традициях, деловой философии и
конкурентном окружении различных компаний. Большое различие существует между
банками, учреждениями и страховыми компаниями, обслуживающими туристскую
деятельность. Значительная разница существует и среди компаний с однотипным
предпринимательством.
Можно выделить четыре основных вопроса, которые необходимо задать по структуре
правления: