2.4. Новые концепции
инвестирования в туризм
Пусть медленно, но поток прямых, в том числе и зарубежных, инвестиций в течение
последнего времени вносит определенный вклад в экономическое развитие России на
переходном этапе, включая и индустрию российского туризма и гостиничного
бизнеса. К сожалению, пока результатами такого инвестирования в значительной
степени пользуется Запад. Но, поскольку эта практика затрагивает интересы
России, остановимся кратко на данном аспекте вложений в систему туризма.
Доходы, полученные международными корпорациями, которые осуществляют
инвестиции, резко возросли ввиду изобилия возможностей России для выгодного, в
частности иностранного, инвестирования, никак не подконтрольного для налоговых
органов нашей страны.
В данном разделе рассматриваются следующие виды иностранного инвестирования:
· Кредитование проекта (схема 2.2);
· Совместное участие в проекте (совместное предприятие -СП) (схема 2.3);
· Портфельные инвестиции на фондовом рынке (схема 2.4);
· Контракт на управление (схема 2.5).
Когда исследуются условия, то становится очевидным, что существуют определенные
ограничения для привлечения иностранных инвестиций (см. схему 2.6). Большое
влияние на привлечение инвестиций оказывает открытость экономики для инвесторов.
Несколько базисных фактов доказывают это положение.
Главным из них является следующий: пропускная способность страны или крупной корпорации к поглощению иностранных прямых потоков капитала будет в конечном счете ограничена способностью обслуживания этого капитала (например, выплат дивидендов) и возможностью возвращения основного капитала.
Считается, что воздействие инвестиций на экономику предприятия или корпорации в
общем и целом благоприятно (см. схему 2.7). Что касается аргументов в пользу
зарубежных вкладов, то иностранные прямые инвестиции "заслуживают того,
чтобы их иметь", ибо увеличивают экспорт принимающей страны или уменьшают
потребности в импортных товарах. Если данная иностранная инвестиция не
выполняет ни одну из этих функций, то она способствует, по крайней мере, росту
местного производства o и усиливает международную конкурентоспособность
принимающей корпорации, косвенно способствуя получению корпорацией дохода от
иностранного обмена.
Однако ситуация на российском рынке свидетельствует о неоднозначности
вышеупомянутых утверждений, поскольку:
1. Идет активное наступление на российский туристский рынок (мы работаем на вывоз: вывоз - 15 млрд долл. США, ввоз - 1 млрд долл. США, т. е. соотношение 15:1, в то время как оптимальное соотношение по рекомендациям ВТО: 1 + 1 = 4)( Формула 1 + 1=4 туриста предполагает: на одного выезжающего из страны приходится один въезжающий в страну турист, при этом на это число (1 + 1) должно приходиться 4 туриста, путешествующих по стране (внутренний туризм). Сложившаяся ситуация в России складывается не в пользу внутреннего и въездного туризма: 15 + 1 = 1.)