· Практически все крупные авиакомпании имеют собственные гостиничные комплексы, предоставляющие широкий круг туристских услуг. Американская авиакомпания "TWA" приобрела зарубежные гостиницы корпорации "Hilton" и создала новую компанию "Hilton International", располагающую 53 гостиницами в 36 странах мира. Американской авиакомпании "Continental Airlines" принадлежит одна из крупнейших гостиничных фирм "Western International". Французская авиакомпания "Air France Group" создала гостиничную цепь "Meridian", владеющую 20 гостиницами в разных странах. Гостиничные филиалы имеют: "Alitalia" (Италия), "Swissair" (Швейцария), "KLM Royal Dutch Airlines" (Голландия), "SAS" (скандинавские страны) и др.
· Практически все западноевропейские авиакомпании имеют дочерние туроператорские фирмы: "Air France Group" основала турфирму "Southern", занимающую 2-е место среди французских туроператоров; "Swissair" участвует в капитале крупнейшей туроператорской фирмы Швейцарии "Kuoni Travel Ltd."; "British Airways" - "Enterprise" и "Sovereign Tourism"; "SAS" владеет туроператорской фирмой "Scanair".
· Железнодорожные компании также предлагают туры по льготному тарифу с включением стоимости экскурсий в городах по разным маршрутам.
· Автобусные компании самостоятельно организуют автобусные туры.
Торговые фирмы стали активно заниматься реализацией туруслуг с начала
70-х гг. Успеху деятельности торговых фирм способствовало то, что стоимость
предлагаемых ими туров обычно на 5-10% ниже, чем у турагентов, в основном за
счет экономии комиссии турагентам. Кроме того, в целях быстрого и прочного
завоевания рынка эти компании вначале калькулировали цены на туры с расчетом на
минимальную прибыль, что было возможно благодаря громадному капиталу торговых
фирм. Помещая условия турпоездок в своих каталогах, рассылаемых миллионными
тиражами по всей стране, они имеют возможность экономить значительные средства,
необходимые для рекламы туров. Помимо этого они располагают широкой сетью
рекламных бюро и многочисленным штатом сотрудников, непосредственно
контактирующих с населением.
В Германии торговая фирма "Karshtadt", владеющая крупными
универмагами, приобрела всемирно известную торговую фирму "Nekkerman",
занимавшуюся в основном посылочной торговлей и имевшую в своем составе
турагентскую фирму "NUR". В результате была создана турфирма
"Karshtadt-Nek-kerman", занимающая 2-е место на туристском рынке
Германии после гостиничного комплекса "TUI".
Промышленные фирмы:
· Гигант пищевой промышленности фирма "Nestle" создала гостиничную компанию для строительства гостиниц в странах Центральной Америки и Ближнего Востока.