· Проверка эффективности установленных целей; строгое, согласованное целевое измерение эффективности.
Эти принципы достаточно успешно применяются туристскими фирмами.
3.2. Источники прибыли в
туризме
Чудеса компьютеризации, космическая тема, новые технологии и подходы в
исследовании рынка (маркетинге) отодвинули скучные реалии привычного
сложившегося в России туризма с первых страниц деловых журналов. К несчастью,
многие фирмы близки к тому, чтобы их совсем не включали в сферу пристального
внимания.
В тех же самых туристских фирмах прибыль часто варьируется между доходами,
способными едва компенсировать вложение, и достаточно большими поступлениями.
Однако только разницей в затратах на производство услуг (стоимости производства
услуг) нельзя объяснить, почему существует такой разрыв между лидерами
туристской индустрии и их менее удачливыми конкурентами. Скорей всего, дело в
отсутствии должного управления.
Снижение себестоимости продукта повышает доходы от инвестиций. Внедрение новых
технологий в туризм помогает повысить указанный вид доходов. Такие возможности
далеко не редкость в туризме. В действительности, неудовлетворительный рост
прибыли объясняют различиями в затратах на производство туристской услуги и
подготовку пакета туристского продукта. Но настоящие причины этого остаются
скрытыми.
Очень часто фирмы не используют возможность увеличить доход, не пытаются
по-новому взглянуть на сопутствующие процессы организации тура. Независимо от
скорости роста фирмы, прибыль зависит от себестоимости тура. Реклама и паб-лик
рилейшнз могут увеличить объемы продаж, но прибыльность этих объемов зависит от
стоимости тура. Снижение себестоимости тура для многих фирм поможет укрепить их
позицию на рынке.
Например, рассмотрим соглашение, заключенное между крупной фирмой
"Institute Travel" (Россия), занимающейся реализацией туров в Турцию,
и авиакомпанией "Аэрофлот", занимающейся продажей авиабилетов. Чем
больше блок, выкупаемый фирмой у авиакомпании, тем дешевле себестоимость одного
билета, следовательно, больше прибыль.
В преуспевающих фирмах, ярким примером которых является турагентство
"Супер Нова" (Россия), толчок для усовершенствования туров дает
генеральный менеджер. Это не означает, что он сам делает всю работу. Это
значит, что он воспринимает вопросы производства услуг как систему интересов
высшего руководства, обычно занимающегося вопросами маркетинговых исследований,
финансов или расширения направления туристов за рубеж.
Естественно, возможности усовершенствования неодинаковы в разных фирмах, но
опыт показал, что в основном приемлемы пять действий, помогающих определить,
где есть возможность совершенствования:
1. Достаточно ли хорошо организована фирма, чтобы получать полную отдачу, в том числе и в будущем, от технических нововведений, которые повлияют на процессы разработки и продвижения услуг. Ярким примером может являться использование в работе туристских агентств глобальной электронной сети Internet.