Аналогично, рост объема деятельности почти в 1000 раз за последние 6 лет
достигнут в Российской международной академии туризма за счет продолжающегося
удовлетворения рынка спроса на образовательные услуги туризма, т. е. новой
программы на базе действующих возможностей, а также быстрого ее распространения
в России и странах СНГ. Новые стандарты обучения, например "Рекреация и
туризм", имеющие образовательную ценность и поддерживающие новый имидж
менеджера-профессионала позволили Академии открыть новый спрос в системе
профессиональной подготовки специалистов туризма.
Развитие новых видов деятельности.
Некоторые крупные компании достигли достойного развития при помощи
использования третьего вида стратегии - вступили в новые сферы деятельности или
бизнеса. Почти за 10 лет турецкая компания "Тройка", обладающая
конкретным интересом в системе развития и реализации туристских программ и
транспортных перевозок, осознала, что сам по себе интерес и навыки не обеспечат
ей соответствующее развитие поступлений и рост прибыли. Руководство компании
решило вложить средства в строительство, транспортные доставки и туризм,
связанные с Россией. И сегодня "Тройка" стала наиболее
представительной компанией в туристской инфраструктуре России. Экономический
рост компании - ежегодно десятки процентов - стал возможен в результате
переключения капитала из устоявшегося бизнеса с Западной Европой в новую
альтернативную сферу деятельности в России. Несмотря на пресс конкуренции на
российском туристском рынке, а также отдельные трудности, фирма успешно
наращивает свой бизнес в строительстве, грузоперевозках и туризме с Россией.
"Ланта-Тур" служит другим примером компании, использовавшей
аналогичную стратегию. Первоначально туризм был подчинен продвижению туров в
США, но затем было вложение в развитие поездок во Францию и Испанию. Следующий
шаг -ускоренное развитие маршрутов и туров в страны Северной Африки и
Бенилюкса. В течение 5 лет компания достигла значительного роста объемов продаж
и поступлений.
В выборе соответствующей стратегии необходимо иметь в виду, что подходы, изложенные
выше, могут достаточно совпадать. В действительности, большинство компаний
часто сочетают различные виды стратегии, чтобы разработать программы развития
на несколько лет.
Задача управления
Достичь блестящих показателей развития нелегко, а Сохранение их - еще более трудная проблема. Ряд компаний, чье развитие шло быстрее на общем фоне экономических показателей, оказались неспособными поддержать высокий уровень развития поступлений, а в отдельных случаях их поступления резко упали. Так, к 1991 г. все туристские организации бывшего СССР достигали ежегодного уровня роста от 7 до 15 процентов за каждый 5-летний период. Но уже к 1993 г. все они не смогли удержаться на этом уровне. В конечном итоге где-то 5 из 15 организациям удалось удержать свое развитие на уровне собственной самоокупаемости.
В таком случае, что должно предпринять управление для сохранения планки
исключительного развития? Опыт подсказывает, что управление успешно при условии
постоянного соблюдения следующих пяти практических действий: