· подавать пример и требовать от персонала неуклонного выполнения установленных правил;
· составлять должностные- инструкции с четким указанием распределения обязанностей персонала;
· проводить личный инструктаж с новыми сотрудниками, представлять их коллективу, найти каждому наставника, который будет вводить их в курс дела, знакомить с коллегами и работой всех служб туристского предприятия;
· следить за повышением квалификации сотрудников;
· повышать мотивацию персонала, сочетая ее с повышением квалификации (стажировки).
Поддержка квалифицированных
специалистов
Талантливые руководители встречаются редко. Это одна из основных проблем
компаний.
Среди современных профессий роль менеджера коренным образом изменилась. Новая
бизнес-модель предполагает динамику, изменение ориентиров и в качестве основной
задачи ставит повышение прибыли в расчете на каждого участника. Все это должен
обеспечить менеджер. В его профессиональные обязанности входят определение
тенденций развития, знакомство со всем производственным процессом, со всеми
службами, быстрая реакция на эволюционные изменения и высокая способность к
обучению в меняющемся мире.
Для индустрии, в целом придерживающейся традиций, какой долгое время оставалась
гостиничная индустрия, изменение роли менеджера не могло пройти безболезненно.
Менеджер, прошедший подготовку в прежних условиях, как правило, не способен
адекватно реагировать на происходящие изменения.
В сегодняшних условиях менеджер постоянно должен быть готов внести необходимые
коррективы в намеченную стратегию управления, имея в виду, что основной
результат его деятельности - повышение прибыли компании. Далеко не сразу новый
менеджмент завоевал свои настоящие позиции.
Поскольку "цена" эффективности возмещает почти все затраты в борьбе
за талантливых менеджеров, продвигающихся более успешно в иерархии должностей,
компании экспериментируют в разных направлениях. Эти усилия приносят менеджерам
дополнительные преимущества. Например: обед в зале для высшего руководства,
ковер в кабинете, членство в престижном клубе, служебная машина и т. п.
Естественно, эти компании пытаются изучить, что больше всего мотивирует
руководителей и почему? В рамках этой проблемы проводятся научные исследования,
позволяющие сделать определенные рекомендации.
Научные исследования должны проводиться в фирме с учетом структуры рабочих
мест, чтобы способствовать развитию таланта и возможностей работающих
менеджеров. Только в этом случае данная работа будет иметь эффект повышения
индивидуальной производительности и морального удовлетворения работников и
руководителей.
Компании также проводят работу с талантливыми менеджерами, когда они
сталкиваются с дефицитом талантливых руководителей.
Индивидуально-ориентированный метод полезен в напряженных ситуациях, но он
может быть использован и в более спокойных условиях.
Очевидно, хорошему руководителю программа стимулирования вознаграждением также
помогает сплотить исполнительскую команду. Фондовые опции, пенсии, доход от
акций, страховая премия и другие дополнительные пособия рассматриваются как
полезные и необходимые. Высшее звено управления одобряет все компенсации как
полный пакет.
Высшее звено управления признало тот факт, что последующее продвижение или
увольнение, а также компенсация служат наиболее сильным сигналом для компании,
который используют, чтобы оценить работу индивидуального исполнителя.
Компенсационный сигнал может даваться чаще, чем сигнал продвижения.
Короче говоря, воздействие на управление работающим персоналом исполнителей
эффективно до тех пор, пока не сработает механизм остановки, связанный с
реальными возможностями выплаты компенсаций. Необходимо привлекать, развивать и
размещать талантливых руководителей, уделяя большое внимание их способностям в
качественном выполнении поставленных задач.
В результате роль руководителя в компенсациях зависит от действий работников,
продиктованных этим привлечением, развитием и размещением.
Все меньше компаний теперь имеют программы оценки исполнения, находящиеся в их
собственном распоряжении. Большинство компаний относят их к административному
премиальному плану, который, в свою очередь, оказывает влияние на доход
компании. Кроме того, руководитель, осуществляющий реализацию такой программы,
должен принимать участие в планировании и управлении компанией.
Увеличение предложений
Главные в списке вопросов, которые встают перед руководством компании, - почему
сотрудники хотят продвижения по службе и почему они иногда не делают этого.
Власть, престиж, деньги и самовыражение - важные факторы, хотя сравнительно
мало известно о важности каждого из них в отдельности. Факт, что работники,
достигшие "высот", становятся непродвигаемыми, был осознан обществом.
Другой продуктивный источник пополнения будущими талантливыми специалистами -
продвижение работников, которые отвергают рекламную возможность. Частные
занятия показывают, что это может быть относительно большая группа,
определяющая уровни менеджмента. На одном из таких занятий, например, выбрали
только одного претендента из трех, который был продвинут по службе и получил
должность с полной ответственностью (отдел менеджмента). Была уверенность в
том, что он имеет достаточно опыта, чтобы руководить данной работой, но он не
справился с такой ответственностью. Важно понять почему человек отвергает
ответственность, которую он способен нести. Эта непропорциональность
наблюдается между прибавленным подоходным налогом и напряжением и риском? Паи
необходимо постоянно напоминать сверху, что нужно работать лучше?
Раньше другие факторы помогали руководителям производить вербовку лучших
кандидатур, обучать их более эффективно "забивать меньшие квадратные стержни
в круглые дыры". Например, некоторые компании рассматривали женщин как
потенциальных исполнительных кандидатур. Многие рабочие должности, особенно в
области персонала, требуют развитого, умного воображения и упорства, которые
характерны для большинства женщин. Кроме того, среди окончивших высшую школу
бизнеса было много женщин. Согласно наблюдениям, в следующем десятилетии число
специалистов-женщин, скорее всего, увеличится.
Подбор персонала, умеющего работать с клиентами, - одна из первоочередных забот
руководителей туристских фирм. Обычно решать ее начинают за несколько месяцев
до начала сезона, чтобы дать новичку время освоиться и определить его
профессиональную пригодность.
Туристская фирма, имеющая вакансию, может искать нужного человека различными
способами: во-первых, обратиться к знакомым; во-вторых - перекупить
"профессионала" у другой фирмы (обычно предметом торга становятся
руководящие должности).
И,
наконец, остается наиболее цивилизованный
путь: подбор персонала через специальные агентства или биржи труда. Наличие
у кандидата специального образования повышает шансы получить желаемое место. Но
пока в российском туризме главный критерий отбора - практика.
А есть ли какие-нибудь нестандартные критерии отбора для желающих работать в
туристской фирме? Да, есть. При равных условиях шансы устроиться на работу в
туристскую фирму выше у женщин, причем предпочтение отдается женщинам в
возрасте 30-35 лет. То, что работодатели предпочитают женский пол, имеет
логическое объяснение: клиент - это все равно что дорогой гость, а прием гостей
- женская стихия. Эта возрастная группа имеет достаточно жизненного опыта,
чтобы действовать самостоятельно и не беспокоить шефа по любой нестандартной
ситуации. К этому добавляется чувство ответственности за порученное дело,
аккуратность и исполнительность. Юношеский максимализм - "все или
ничего" - уже в прошлом, взамен приходит трезвая оценка собственных
возможностей, и поэтому небольшая стартовая зарплата воспринимается с
пониманием, а сохранившиеся на достаточно высоком уровне способности и желание
обучаться позволяют надеяться на карьерный рост.
Новые методы в подготовке персонала получили высокую оценку. Например, многие
компании развивают один из способов "ранней системы предупреждения"
для распознавания высокого потенциала мужчин в начале их карьеры. Отбор
происходит в колледжах, ориентиром служит исполнение работы и оценка ее через
стандарты компании. Это "отслеживание" мужчин высокого потенциала
гарантирует, что они находятся под наблюдением в своих начинаниях, образующихся
годами. В прошлом слишком много мужчин с высоким потенциалом не нашли себя, и
каждый покидал компанию или рос в должностях ниже своего реального уровня
способностей.
Повышение квалификации персонала
Типичная организация персонала в других компаниях сегодня может быть
недостаточной, чтобы справиться с завтрашними кадровыми проблемами. Частично
это обусловлено предстоящей борьбой за талантливых менеджеров. В прошлом это
было связано с тем, что менеджмент практически не выполнял функцию управления
персоналом.
Раньше, когда сотрудник не мог справиться с работой в своей области
деятельности, это обычно передавалось в отдел кадров. Он продолжал не отвечать
необходимым требованиям, понижая свои качества в глазах высшего руководства, а
руководитель избегал хороших работников, потому что тем не хватало внутреннего
статуса. Сегодня большинство из этих компаний переводят хороших работников из
"пришельцев" в личный состав. Чтобы заменить несоответствующего
занимаемой должности работника, такие компании, не колеблясь, готовы заплатить
сколько угодно денег нужному им человеку со стороны. Более того, высшее
руководство тратит все больше и больше рабочего времени на решение проблем с
кадрами.
Со временем качественное улучшение талантливых работников в отделах кадров и
связанное с этим увеличение внимания к данной проблеме на высоком уровне усилят
дееспособность высшего руководства. Будучи более агрессивными и независимыми,
новые менеджеры в открытую заявляют о своих проблемах, а высшее руководство начинает
на них обращать внимание. Изменения в структуре, несомненно, последуют не
сразу, как впрочем и верхушка не сразу примет предложение новых работников. Но
грядущие изменения вполне ощутимы и очевидны.
Децентрализованная власть
Относительная слабость в процессе коррекции проявляется в работе отделов
кадров. Совместные усилия в решении проблем с ресурсами занятого персонала
очень часто носят ужасающе разрозненный характер. Например, многие компании
назначают одного работника ответственным за работников низшего ранга, в то
время как другой управляет служащими высшей категории, начальником которых
является сам президент компании. Это делает президента кадровым чиновником.
Более того, во многих компаниях ответственность за различные элементы кадровой структуры
имеет более глубокие накладки, когда члены администрации также находятся под
контролем этих двух руководителей. Такое расчленение обязанностей приводит к
нескончаемому числу половинчатых и противоречивых решений. Известны несколько
компаний, чьи работники, уходя на пенсию, имеют больший доход, чем их зарплата,
когда они работали! Практически в каждом случае подобная пустая трата денег
несет в себе неправильное распределение ответственности между разными
чиновниками: пенсионным обеспечением занимается один человек, а пенсионными
надбавками и льготами - другой.
Очевидно, в условиях нехватки исполнительных работников централизованная
ответственность за набор, обучение и стимулирование этой группы работников
очень существенна. Поскольку многие совместные виды деятельности объединяют
работников высшей и низшей категорий, то вполне логично возложить
ответственность за все виды ресурсов аппарата исполнителей на одного
компетентного исполнителя высокого ранга.
С общей точки зрения повышение квалификации талантливых работников может
оказаться единственным необходимым шагом, который компания может предпринять в
условиях нехватки кадров. Новая "порода" высококвалифицированных
кадров будет с пониманием относиться к своей работе, включающей широкий круг
обязанностей по подбору кадров, их обучению, организации и системе оплаты
служащих на всех уровнях. От этого работника ожидают умения вести работу,
чувствуя проблемы, планируя будущее, поддерживая экономическую политику своей
компании, короче говоря, он должен быть бизнесменом.
Активная работа с кадрами становится средством, с помощью которого руководство
компанией гарантирует себе: