Н.И. Кабушкин
МЕНЕДЖМЕНТ
ТУРИЗМА
Допущено
Министерством образования
Республики Беларусь
в качестве учебного пособия для
студентов
специальности "Экономика и
управление
социально-культурной сферой
"
высших учебных заведений
Минск
БГЭУ
1999
УДК 338.48(075.8)
ББК75.81я73
К12
Издано
при участии ООО "Новое знание"
Рецензенты:
зав.
кафедрой управления туризмом Белорусского государственного экономического
университета,
проф.
А.П. Дурович;
доктор
экономических наук, проф. Л.А. Воротъев
(Академия
управления при Президенте
Республики
Беларусь)
Кабушкин Н.И.
Менеджмент туризма: Учеб.
пособие. — Мн.: БГЭУ, 1999. - 644 с.
ISBN
985-426-134-4.
Излагаются условия и
предпосылки возникновения менеджмента туризма, выявлены особенности туризма как
объекта управления. Представлены основные элементы туристских организаций.
Раскрыты система, структура, функции, методы и стиль управления туристской
фирмой. Особое внимание уделено вопросам организации труда менеджера и
управления персоналом, принятия управленческих решений, управления конфликтами,
ведения деловых переговоров.
Адресовано студентам и
аспирантам, изучающим теорию и практику управления туристской индустрией,
руководителям туристских фирм и слушателям ИПК.
УДК
338.48(075.8)
ББК75.81я73
ISBN 985-426-134-4
© Н.И.
Кабушкин, 1999
©
Оформление.
ООО
"Новое знание", 1999
Мы вступили в рыночное
хозяйство в тот период, когда на международном рынке уже произошли существенные
изменения в отношении туризма. Туризм во всем мире стал одной из самых
значительных экономических отраслей, а для некоторых развивающихся государств —
основой их существования (Таиланд, Кипр, Малайзия и др.). Кроме того, во многих
странах мира туристская отрасль предоставляет рабочие места и возможности для
профессионального роста приблизительно 350 млн. рабочих и служащих. При этом
объем занятости в данной отрасли возрастает почти в два раза быстрее, чем в
других сферах услуг.
Туризм — явление, известное
каждому. Во все времена нашу планету пересекали многочисленные путешественники
и первопроходцы. Но лишь недавно туризм возник как специфическая форма
деятельности людей, которой обязательно нужно управлять.
Размышления о том, что такое
туристский менеджмент, в конечном итоге сводятся к одной из важнейших функций
менеджмента — мотивации путешествия. Почему люди отправляются в путешествия?
Что они ищут во время отпуска? Какие факторы влияют на предложение туристских
услуг и их количество? Все ли путешествующие имеют одинаковые представления об
отдыхе? Остаются ли мотивы путешествия и потребности в нем стабильными или же
они изменяются? Можно задать еще много вопросов, так или иначе связанных с
менеджментом в туристской индустрии. На развитие менеджмента в туризме во все
времена оказывали влияние экономические, социальные и технико-технологические
факторы. С одной стороны, неудовлетворенная потребность в путешествиях связана
с желанием устранить препятствия на этом пути.