Именно поэтому путешествия
должны быть обеспечены покупательской способностью. С другой стороны,
путешествие может позволить себе только тот, кто располагает для этого
необходимыми средствами. Это следует понимать так: без доходов, которые дает
развитая экономика, нельзя достигнуть массового туризма, а, следовательно, и
нет предмета управления.
Кроме экономических, в туризме
очень важны и социальные факторы. Как известно, в Конституции законодательно
закреплено право каждого гражданина на отдых, а чтобы это право реализовать,
необходимо решить ряд проблем социальной направленности: транспорт, дороги,
организация ночлега, питания, проживания и многое другое — все то, чем
пользуется потребитель туристских услуг на определенной территории. Речь идет о
создании соответствующей туристской инфраструктуры, которую мы определяем как
туристский продукт. Поскольку есть туристское место как конечная цель
путешествия или туристский продукт, пользующийся спросом у населения, то
следует признать, что слагаемые туристского продукта требуют управления ими.
Там, где менеджменту туристского места отводится особая роль, гарантируется
высокий результат в конкурентной борьбе. Успех приходит к тому, кто может
осуществить стратегический менеджмент в такой сложной отрасли, как туризм. Это
нелегко, однако даже маленький шаг вперед в этом направлении может означать
большой шаг по отношению к конкурентам. Таким образом, туризм нельзя
рассматривать изолированно от общего развития человечества. Подтверждением
этого положения служит раздел менеджмента «Теория систем», объясняющий весь
комплекс взаимосвязей составных элементов туристской индустрии.
В области менеджмента перед
туристскими организациями стоит сегодня двуединая задача:
в полной мере внедрить в
практику работы рыночные отношения, т.е. наполнить менеджмент туризма рыночным
содержанием;
адаптировать ноу-хау в области
туризма к условиям нового века, т.е. максимально полно учесть мировые изменения
в этом отношении.
Каждый из нас представляет
себе туризм как отрасль, более или менее известную, поскольку все мы куда-то
ездили и проводили отпуска вдали от дома. Но вряд ли кто-нибудь задумывается о
предпосылках, последствиях и взаимосвязях, сопровождающих туризм. То, что
скрывается за всем этим, и составляет содержание курса «Менеджмент в туризме».
По сути, это первая попытка системно представить своего рода модель управления туристской
индустрией как на территории стран СНГ, так и за ее пределами.
В настоящее время на книжном
рынке появилось много хороших, переведенных на русский язык книг зарубежных
авторов, посвященных проблемам менеджмента. Все эти прекрасные издания в большей
или меньшей степени отражают зарубежный опыт и построены на анализе предприятий
с развитой рыночной экономикой. Однако модели управления, оправдавшие себя на
практике в международной туристской индустрии, из-за неразвитости
инфраструктуры и неподготовленности кадров вряд ли могут быть применимы в наших
условиях. В настоящем издании мы попытались максимально учесть опыт управления
туристской индустрией в других странах.