В данном учебном пособии на
основе общих концептуальных принципов представлены различные аспекты
менеджмента в туризме (менеджмента туристских регионов, туристских организаций
и предприятий). Автор сконцентрировал внимание на тех методах управления
туризмом, которые наиболее важны для отечественной науки и практики.
Книга построена как учебное
пособие и адресуется людям, изучающим туристскую индустрию, а также руководящим
работникам и специалистам, работающим в этой сфере. В методическом отношении
данное учебное пособие базируется на материале о классическом менеджменте,
изложенном автором в учебнике «Основы менеджмента». Простота и доступность
изложения позволят читателю самостоятельно изучить различные аспекты управления
туризмом.
В работе над подготовкой книги
использованы материалы учебных семинаров под названием «Экономика и управление
туризмом», проведенных в
В издании книги большую помощь оказали ректорат БГЭУ, а также профессорско-преподавательский состав кафедры управления, за что автор им очень признателен.
И.И.
Кабушкин,
директор
Высшей школы туризма
Белорусского
государственного
экономического
университета,
доктор
экономических наук,
профессор
В этой главе:
1.1.
Основные понятия и управленческие категории туризма
1.2.
Основные этапы развития менеджмента
1.3.
Особенности туризма как объекта управления
Необходимость введения данного
раздела в учебное пособие диктуется потребностью в разработке общего языка как
для статистики, так и для выработки концептуальных подходов к общению
руководителей и специалистов туристской индустрии на различных уровнях управления.
Следует иметь в виду, что в отношении понятийного аппарата, предложенного в
данном учебном пособии, уже сформировался широкий международный консенсус, что
особенно важно для использования его в практике управления в странах СНГ. В
основу понятийного аппарата положены понятия и категории из концепции
определений для статистики туризма, рекомендованные Всемирной туристской
организацией.
«Менеджмент» (manage) — слово английского происхождения и означает «управлять». Трактовок
понятия «менеджмент» существует очень много. И это естественно, так как на
разных стадиях развития организации мы имеем дело с менеджментом различного
типа (технологическим, финансовым, корпоративным, функциональным и т.п.).
В общем виде менеджмент
следует представлять как науку и искусство побеждать, умение добиваться
поставленных целей, используя труд, мотивы поведения и интеллект людей. Речь
идет о целенаправленном воздействии на людей с целью превращения
неорганизованных элементов в эффективную и производительную силу. Другими словами,
менеджмент — это все человеческие возможности, которые используют лидеры для
достижения стратегических и тактических целей организации.