Экономическая практика
обусловила появление ряда математических дисциплин: математического
программирования, теории игр, массового обслуживания, управления запасами,
исследования операций и др.
Несмотря на характерное для
современного этапа усиление роли экономических рычагов и стимулов, не следует
ограничивать и организационно-административные методы воздействия, которые за
счет централизации управления помогают выполнять напряженные плановые задания.
Установлено, что результаты
труда во многом зависят от целого ряда психологических факторов. Умение
учитывать эти факторы и с их помощью целенаправленно воздействовать на
отдельных работников поможет руководителю сформировать коллектив с едиными
целями и задачами. Социологические исследования свидетельствуют о том, что если
успех деятельности хозяйственного руководителя на 15 % зависит от его
профессиональных знаний, то на 85 % — от умения работать с людьми.
Зная особенности поведения,
характер каждого отдельного человека, можно прогнозировать его поведение в нужном
для коллектива направлении. Это связано с тем, что каждой группе свойственен
свой психологический климат. Поэтому существенное условие образования и
развития трудовых коллективов — соблюдение принципа психофизиологической
совместимости. Японские социологи утверждают, что от настроения, желания
человека работать и от того, какая морально-психологическая обстановка в
коллективе, производительность труда может увеличиться примерно в 1,5 раза или
в же несколько раз уменьшиться.
Недостаточное внимание к
социальным и психологическим аспектам управления вызывает нездоровые
взаимоотношения в коллективе, что снижает производительность труда. Как
показывает практика, формирование здорового морально-психологического климата,
воспитание чувства товарищеской взаимопомощи и коллективизма более активно
происходит при формировании рыночных отношений. Так, 91 % опрошенных считают,
что среди членов трудовых коллективов стала складываться атмосфера взаимной
требовательности и ответственности, изменилось (в лучшую сторону) отношение к
труду и распределению оплаты; 82 % опрошенных работников массовых профессий
«болеют» за успехи своих коллег.
Таким образом, для того чтобы
воздействие на коллектив было наиболее результативным, необходимо не только
знать моральные и психологические особенности отдельных исполнителей,
социально-психологические характеристики отдельных групп и коллективов, но и
осуществлять управляющее воздействие. Для этих целей применяются социально-психологические методы, которые представляют собой
совокупность специфических способов воздействия на личностные отношения и
связи, возникающие в трудовых коллективах, а также на социальные процессы,
протекающие в них. Они основаны на использовании моральных стимулов
к труду, воздействуют на личность с помощью психологических приемов в целях
превращения административного задания в осознанный долг, внутреннюю потребность
человека. Это достигается посредством приемов, которые носят личностный
характер (личный пример, авторитет и т.д.).