Теория и практика менеджмента
в туризме позволяет спроектировать некую модель современного менеджмента (рис.
6.1).
Знания и умения менеджера. Поскольку менеджер достигает результата своего труда, воздействуя на
других лиц, то главные профессиональные знания, нужные менеджеру, находятся в
области социальной психологии. Дополняет эти знания владение отраслью.
Рис.
6.1. Критерии-требования современного менеджера
Личные качества — нестандартное мышление, решительность и настойчивость в достижении
цели, инициативность, умение выполнять обязательства и обещания, высокий
уровень эрудиции, твердость характера, справедливость, тактичность, опрятность
и аккуратность, умение расположить к себе, чувство юмора и хорошее здоровье.
Этические нормы — это соблюдение норм прежде всего деловой этики, т.е. этические нормы
поведения менеджера в рыночной экономике, его нравственные принципы и идеалы.
Применительно к туризму речь прежде всего должна идти о следующем:
q максимизация прибыли не должна достигаться за счет разрушения окружающей среды;
q в конкурентной борьбе следует использовать лишь «дозволенные» приемы, т.е. соблюдать правила рыночной игры;
q справедливое распределение благ;
q личный пример соблюдения этических норм на работе и в быту;
q дисциплинированность и моральная устойчивость.
Личные ресурсы менеджера. Основными ресурсами менеджера являются информация и информационный
потенциал в целом, время и люди. Умело используя эти ресурсы, руководитель
получает высокие результаты, постоянно повышая конкурентоспособность
руководимой им фирмы.
Навыки и способности менеджера
эффективно управлять. На эффективность
управления влияют:
q умение определить темперамент и характер подчиненных;
q умение управлять собой;
q умение оценить и подобрать работоспособный персонал;
q умение видеть и обеспечивать перспективу развития своего коллектива;
q изобретательность и способность к инновациям;
q высокая способность влиять на окружающих;
q знание современных управленческих подходов.
Ограничения в саморазвитии
менеджера. Определенный интерес в этой
связи представляет собой концепция ограничений. Идея ее состоит в том, что все
менеджеры имеют возможность развивать и повышать эффективность своей работы.
Однако присутствуют такие области, в которых они, мягко говоря, не компетентны,
что и является для менеджеров ограничением. Выявив такие ограничения, можно
сосредоточить внимание на тех факторах, которые препятствуют полной реализации
всех личных возможностей менеджера. В связи с этим выделяются следующие
одиннадцать потенциальных ограничений в деятельности руководителя:
Неумение управлять
собой. Каждый менеджер должен научиться управлять собой
и общаться с подчиненными как с уникальным и бесценным ресурсом. Те
руководители, которые не умеют управлять собой (правильно «разряжаться»,
бороться с конфликтами и стрессами, эффективно использовать свое время, энергию
и навыки), ограничены этой неспособностью и не могут управлять другими людьми.