Эффективное руководство
предполагает способность разделить свое видение проблем с другими, мотивировать
их для достижения поставленных целей, т.е. управлять вместе с людьми, а не
управлять людьми. Люди хотят, чтобы их лидер был не только и не столько
профессионалом-технократом, ориентированным исключительно на процесс
производства (тип менеджера 9.1 по управленческой решетке ГРИД), сколько
руководителем с «человеческим лицом», имеющим соответствующую
социально-психологическую подготовку. В его управленческой деятельности на
первом плане должна быть ориентация на человека, что особенно важно для
туристской индустрии (система «человек-человек»).
Чтобы подчиненные шли за своим
лидером, он должен понимать своих последователей, а они — понимать окружающий
мир и ситуацию, в которой оказались. Поскольку и люди, и ситуации постоянно
меняются, менеджер должен быть достаточно гибким, чтобы приспособиться к
непрекращающимся переменам. Понимание ситуации и знание того, как управлять
человеческими ресурсами, —
важнейшие компоненты эффективного руководства.
Все это свидетельствует о том, что управленческая работа относится к числу
таких видов человеческой деятельности, которые требуют специфических личностных
качеств, делающих конкретную личность профессионально пригодной к такой
деятельности.
В бывшем СССР при подборе
управленческих кадров руководствовались четырьмя основными требованиями:
политической грамотностью, моральной устойчивостью, компетентностью, наличием
организаторских способностей. Для сравнения приведем квалификационные
требования Великобритании:
1) понимание природы
управленческих процессов, знание основных видов организационных структур
управления, функциональных обязанностей и стилей работы, владение способами
увеличения эффективности управления;
2) способность разбираться в
современной информационной технологии и средствах коммуникации, необходимых для
управленческого персонала;
3) ораторские способности и
умение выражать мысли;
4) владение искусством
управления людьми, подбора и подготовки кадров, регулирования отношений среди
подчиненных;
5) способность налаживать
отношения между фирмой и ее клиентами, управлять человеческими ресурсами,
планировать и прогнозировать их деятельность;
6) способность к самооценке
собственной деятельности, умение делать правильные выводы и повышать
квалификацию;
7) умение оценивать не только
знания, но и проявлять навыки на практике.
Среди государственных служащих
США все менеджеры категоризируются по восемнадцати рангам: с 1-го по 8-й —
низший персонал (конторские работники, машинистки); с 9-го по 12-й —
руководящий состав низшего звена; с 13-го по 15-й — руководители среднего звена
(в госучреждениях их уже называют менеджерами); с 16-го по 18-й — высшее
профессиональное руководство (министры и их заместители, начальники
управлений).
Исследование, проведенное
Институтом Гэллаппа, показало, что, несмотря на управленческий ранг, существует
определенное сочетание параметров-требований, гарантирующих успех в работе
любого менеджера. В частности, в системе управления США выделяется пять
основных требований: здравый смысл; знание дела; уверенность в своих силах;
высокий общий уровень развития; способность доводить начатое дело до конца.