авторитет. Менеджер, пользующийся у подчиненных авторитетом, осуществляет свое
влияние на них без демонстрации своей уполномоченности властвовать. Люди без
протеста повинуются авторитетному руководителю;
награждать (и миловать). Люди легко повинуются тому, кто имеет право и возможность награждать (и
миловать). Все хотят больше заработать, продвинуться по службе, пользоваться
признанием. Власть человека, обладающего таким правом, может подняться до
значительных высот.
Как видим, любой менеджер
имеет достаточно каналов для использования своей власти. Однако чтобы выступать
в роли лидера и вести за собой людей, нужно пользоваться этой властью
осмотрительно. Существует вполне определенная зависимость между силой власти и
полномочиями руководителя: чем больше зависимость от другого лица, тем больше
власть данного лица. Чтобы обеспечить баланс власти руководителей и
подчиненных, прибегают к делегированию полномочий и ответственности, т.е.
менеджер в процессе выполнения функций управления часть своей компетенции
передает подчиненным. В этом случае следует иметь в виду, что переданное
подчиненному право работать за менеджера является временным и длится на
протяжении полученного задания. Подчиненный берет на себя обязательство
выполнить задание и отвечает за успешное завершение работы. Одновременно ему
передаются властные полномочия, необходимые для качественного и своевременного
выполнения задания. Однако некоторые менеджеры неохотно расстаются с любой
своей властью, а без достаточной компетенции для принятия решения у
подчиненного мало шансов успешно выполнить задание.
И менеджеры, и подчиненные
должны четко понимать, в какой мере делегируется власть, чтобы избежать
недопонимания и неудач. Менеджеру трудно делегировать свою ответственность и
власть, когда они так важны для него самого. Ответственность делегируется
конкретным областям (например, финансам). В таком случае властные функции
выполняются по отношению не к самим финансам (управлению финансами), а к
плановикам-финансистам, которые должны хорошо выполнять свою работу (тот, кто
управляет финансами, лучше, чем менеджер, знает, как это делать).
Менеджер всегда должен знать,
в каком направлении движется вся организация. Власть используется для того,
чтобы все члены организации не только опускали «весла в воду», но и гребли в
одном направлении. Делегирование — это способ разделения власти. В этом случае,
во-первых, создается очень хорошая, сплоченная команда сотрудников (люди,
которых наделили властью, будут ощущать свою силу и могущество и поэтому
пожелают остаться в вашей команде), а, во-вторых, чем больше вы делегируете
власти другим, чем больше ответственности «отдаете» подчиненным, тем более
эффективным будет ваш управленческий труд, так как вы освобождаетесь от
рутинной работы.
Руководитель имеет власть над
подчиненными, однако в некоторых ситуациях и подчиненные имеют власть над
руководителем, так как последний зависит от них по таким вопросам, как
необходимая для принятия решений информация, неформальные контакты с людьми в
других подразделениях и т.п. И поскольку подчиненные тоже часто обладают
властью, то использование руководителем своей власти в полном объеме в
одностороннем порядке может вызвать у них такую реакцию, когда они захотят
продемонстрировать свою собственную власть. В связи с этим следует поддерживать
разумный баланс власти — достаточный для достижения целей организации, но не
вызывающий у подчиненных отрицательных реакций (рис. 6.3).